положение об инклюзии

Согласовано
Управляющим
советом
протокол № 4 от 02.
04 2024 г.

Принято
Педагогическим советом
МАОУ Школа №129 им.
С.И.Зорина г.Уфы
протокол № 16 от 02.04.2024г.

Утверждено
приказом
директора
О.А.Чугаева
МАОУ
Школа
№
129
им.С.И.Зорина г. Уфы
От 02.04.2024 г.№ 79

ПОЛОЖЕНИЕ
об инклюзивном обучении Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
Школа № 129 им.С.И.Зорина городского округа
город Уфа Республики Башкортостан

г. Уфа
1

1. Общие положения
1.1 Настоящее положение (далее – Положение) определяет порядок организации инклюзивного
образования детей с ограниченными возможностями здоровья МАОУ Школы № 129 им. С. И.
Зорина (далее – Школа).
1.2 Положение разработано в соответствии с:
Конституцией РФ;
Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральным законом от 24.11.1995 г №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации» ( с изменениями и дополнениями, вступившими);
Федеральным законом от 03.05.2012 г . № 46 – ФЗ «О ратификации Конвенции о
правах инвалидов»;
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от
28.08.2022 № 442;
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 10.07.2015 №26;
Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 г. №1598 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
1.3 В Положении используются следующие понятия:
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее –ОВЗ) – физическое лицо,
имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные
психолого – медико – педагогической комиссией и препятствующие получению образования без
создания специальных условий.
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех
обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных
возможностей.
Адаптированная образовательная программа - образовательная программа адаптированная
для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенности их психо-физического развития, индивидуальных
возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию указанных лиц.
1.4 Основной целью инклюзивного образования является реализация права обучающихся с ОВЗ
на получение общего образования в соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами, создание условий для коррекции нарушений в их развитии и
социальной адаптации, оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных
педагогических подходов.
1.5 Задачи инклюзивного образования:
Создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального
сопровождения обучающихся с ОВЗ в Школе с целью максимальной коррекции недостатков их
психофизического развития, эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной
деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности;
2

Освоение обучающимися общеобразовательных программ в соответствии с
федеральными государственными образовательными стандартами;
Формирование у всех участников образовательных отношений толерантного
отношения к проблемам детей с ОВЗ.
1.4. Внедрение инклюзивного образования в МАОУ Школа № 129 им С. И. Зорина
осуществляется с опорой на имеющийся опыт и научно - методическую базу обучения и
воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
2.
Организация инклюзивного обучения
2.1. Инклюзивное образование детей в МАОУ Школа № 129 им. С. И. Зорина может быть
организовано:
Посредством совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких
ограничений, в одном классе (если это не препятствует успешному освоению
образовательных программ всеми обучающимися);
Посредством открытия отдельного класса для детей с ОВЗ.
2.2. По уровню включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс возможны
следующие модели инклюзии:
Полная инклюзия, когда обучающиеся с ОВЗ (самостоятельно или в сопровождении
ассистента, либо тьютора) посещают Школу наряду со сверстниками, не имеющими нарушений
развития, обучаются по адаптированной образовательной программе в соответствии с учебным
планом, могут посещать кружки, клубы, мероприятия, праздники, развлечения. В этом случае
коррекционная помощь детям с ОВЗ, оказывается, посредством организации индивидуальных и
групповых занятий, а также применения дифференцированного подхода при организации
образовательной деятельности;
Частичная инклюзия - обучающиеся с ОВЗ обучаются по адаптированной образовательной
программе по индивидуальным учебным планам, совмещая совместное обучение по ряду
учебных предметов (по отдельным видам организованной образовательной деятельности) с
индивидуальными занятиями, участвуют в режимных моментах, праздничных мероприятиях,
развлечениях совместно с детьми, не имеющими нарушений в развитии. Они могут посещать
кружки, мероприятия, если это не противоречит рекомендациям психолого-педагогической
комиссии;
Социальная инклюзия, при которой учащийся с ОВЗ обучается по индивидуальному
учебному плану, преимущественно в индивидуальной форме, и включается в коллектив
сверстников, не имеющих особенностей развития, на внеурочных культурно-досуговых
мероприятиях (праздниках, экскурсиях, и т.д.), на некоторых занятиях внеурочной деятельности
в соответствии с рекомендациями психолого-педагогического консилиума Школы.
2.3. Выбор формы образовательной интеграции в процессе организации инклюзивного
образования детей с ОВЗ зависит от степени выраженности недостатков физического и (или)
психического развития, сложности структуры нарушения, уровня готовности ребенка к
интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.
2.4. Необходимыми условиями организации инклюзивного образования в Школе
являются:
Создание адаптивной среды: создание необходимых условий для получения без
дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья,
для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной
помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков,
методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению
3

образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих
лиц; Повышение квалификации педагогических и руководящих работников;
Создание психолого-медико-педагогического консилиума для организации сопровождения
ребенка с ОВЗ;
Особые образовательные потребности ребенка, обусловленные выраженностью первичного
дефекта, уровнем развития, индивидуальными интеллектуальными и эмоционально- личностными
особенностями, препятствующие получению образования без создания специальных условий;
Готовность социальной среды (условия семейного воспитания, возможность оказания
соответствующей поддержки со стороны родителей (законных представителей) инклюзируемого
ребенка, педагогических работников, родителей (законных представителей) и обучающихся, не имеющих
нарушений в развитии.
2.5 Прием обучающихся с ОВЗ в МАОУ Школа № 129 им. С. И. Зорина для
обучения по адаптированной основной общеобразовательной программе осуществляется только с
согласия их родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психологомедикопедагогической комиссии (далее - ПМПК).
2.6 Форма получения общего образования и форма обучения по общеобразовательной программе
предметов образовательных областей учебного плана определяются совместно родителями
(законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося с ОВЗ и специалистами службы
психолого-педагогического консилиума Школы. При выборе родителями (законными
представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и
формы обучения, учитывается мнение ребенка.
2.7 Этапы реализации инклюзивного образования в Школе:
Предварительный этап:
Предварительная оценка образовательных потребностей ребенка на основе предоставленных
документов и запроса родителей (законных представителей);
Предварительное определение для учащегося модели инклюзивного образования,
учитывающей особые образовательные потребности учащегося с ОВЗ и этап включения в
образовательный процесс;
Определение класса, в который, зачисляется обучающийся с ОВЗ;
Разработка адаптированной основной общеобразовательной программы;
Определение специалистов, для осуществления психолого - педагогического сопровождения
обучающегося с ОВЗ;
Заключение договора с родителями (законными представителями).
Диагностический этап:
Организация диагностической работы учителя и специалистов психолого- педагогического
сопровождения в режиме взаимодействия, изучение возможностей и дефицитов обучающегося с ОВЗ при
реализации АООП;
По истечении диагностического периода разработку психолого-педагогическим
консилиумом рекомендации о наиболее оптимальной для ребенка форме инклюзивного образования и
ознакомление с заключением о рекомендованной форме родителей (законных представителей)
обучающегося с ОВЗ.
Основной этап:
Разработка индивидуального учебного плана, индивидуального образовательного маршрута
обучающегося с ОВЗ;
Корректировка адаптированной образовательной программы в соответствии с выявленными
возможностями и дефицитами обучающегося с ОВЗ по итогам диагностического периода;
Реализация адаптированной образовательной программы;
Мониторинг реализации адаптированной образовательной программы;
4

Вопрос об уточнении, изменении образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ на данном
этапе обучения решается на заседании ПМПК.
3. Организация образовательной деятельности при инклюзивном образовании
3.1. Общая наполняемость класса (группы) и количество обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзии,
а также численность обучающихся в отдельном классе (группе) для детей с ОВЗ определяются исходя из
категории обучающихся с ОВЗ в соответствии с установленными требованиями СанПиН.
3.2. Содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся с ОВЗ
определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее - ИПРА).
3.3. Адаптированная образовательная программа реализуется с учетом образовательных
потребностей групп и отдельных обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе
специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают
освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом
особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
3.4. При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные
технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
3.5. Адаптированная образовательная программа МАОУ Школа № 129 им. С. И. Зорина
реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности.
3.6. Обязательным разделом адаптированной образовательной программы является программа
коррекционной работы. Коррекционно-развивающие мероприятия в Школе могут реализовываться как в
рамках урочной, так и внеурочной деятельности.
3.6.1. Программа коррекционной работы должна быть направлена на обеспечение коррекции
недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой
категории в освоении основной образовательной программы общего образования.
3.6.2.
Программа коррекционной работы должна содержать:

Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных
мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, их
интеграцию в Школе и освоение ими основной образовательной программы общего образования с
учетом особенностей психофизического развития и возможностей;
Систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в
условиях реализации образовательных программ;
Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе
безбарьерной среды их жизнедеятельности;
Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий
учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательной
организации;
Планируемые результаты коррекционной работы (промежуточные и итоговые).
3.7. С учетом психофизиологических особенностей обучающегося с ОВЗ могут разрабатываться
индивидуальные учебные планы, включающие график обучения, учебную нагрузку, сроки освоения им
образовательных программ, а также условия его аттестации.
3.7.1 Индивидуальные учебные планы утверждаются директором Школы.
3.7.2 В индивидуальный учебный план при необходимости включается коррекционный блок,
представленный индивидуальными и групповыми занятиями с учетом первичного нарушения и
особых образовательных потребностей.
3.8.
Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием учебных занятий
и занятий внеурочной деятельности (организованной образовательной деятельности), которое
определяется Школой в соответствии с установленными требованиями СанПиН.
3.9.
Режим работы при оказании услуг инклюзивного образования определяется Школой
самостоятельно с соблюдением норм СанПиН.
5

3.10. Адаптированные образовательные программы реализуются Школой как самостоятельно, так
и посредством сетевой формы их реализации.
3.11. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, динамическое наблюдение
обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования осуществляется психолого- медикопедагогическим консилиумом Школы.
3.12. Рекомендуется обеспечивать участие всех детей с ОВЗ, независимо от степени
выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных, культурно-развлекательных,
спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.
3.13. Обучение детей с ОВЗ осуществляется по учебникам, включенным в утвержденный
федеральный перечень учебников и соответствующим программам обучения.

4.Организация аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
4.1. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего
объема учебного предмета, курса, дисциплины образовательной программы, сопровождается
текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся.
4.2. Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся определяются МАОУ Школа № 129 им. С. И. Зорина
самостоятельно.
4.3. Освоение обучающимися основных образовательных программ основного общего
образования завершается государственной итоговой аттестацией, которая является
обязательной. Государственная итоговая аттестация выпускников Школы, обучавшихся по
адаптированным основным общеобразовательным программам, проводится в соответствии с
действующим законодательством. Государственная итоговая аттестация детей с ОВЗ проводится
в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние их здоровья, и в
условиях, отвечающих психофизическим особенностям и состоянию здоровья выпускников в
соответствии с федеральным законодательством.
4.4. Дети с ОВЗ, получившие образование в форме инклюзивного образования и успешно
прошедшие государственную итоговую аттестацию по образовательным программам основного
общего образования, получают аттестат об основном общем образовании, подтверждающий
получение общего образования соответствующего уровня.
4.5. Лицам с ОВЗ, не имеющим основного общего образования и обучавшимся по
адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об
обучении.

5.Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями
здоровья, обучающегося в форме инклюзивного образования
5.1 Диагностико-коррекционное
психолого-медико-педагогическое
сопровождение
обучающихся с ОВЗ в Школе осуществляет психолого- педагогический консилиум (далее ППк).
5.2 Специалисты ППк:
Осуществляют психолого- педагогическое обследование детей с ОВЗ;
Определяют возможности инклюзии конкретного ребенка, условий и форм
инклюзии;
Проводят предварительную работу с обучающимися, родителями (законными представителями),
педагогическими работниками Школы, направленную на подготовку к организации
инклюзивного образования в данной организации;
6

- Разрабатывают совместно с педагогами индивидуальные образовательные маршруты;
- Отслеживает эффективность обучения детей с ОВЗ по программе, рекомендованной ПМПК;
- Организуют систематическое сопровождение образовательного процесса в условиях инклюзии;
Осуществляют
анализ выполненных рекомендаций
всеми участниками процесса
инклюзии;
- Согласуют со специалистами ПМПК оценку результатов обучения
5.3. Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в условиях Школы осуществляют педагогпсихолог, социальный педагог, учитель, ассистент.
5.4. Результаты адаптации, продвижения в развитии и личностном росте обучающихся,
формирования навыков образовательной деятельности, освоение образовательных программ,
показатели функционального состояния их здоровья фиксируются в документации ПМПк.

3. Ведение документации
В Школе ведется следующая документация:
6.1.1
Адаптированные образовательные программы для учащихся с ОВЗ;
6.1.2. Рабочие адаптированные программы по предметам для учащихся с ограниченными
возможностями здоровья разрабатываются учителем в соответствии с примерными
программами, рассматриваются на заседании ШМО и утверждаются директором школы;
6.1.3.
Расписание уроков (занятий), утвержденное директором Школы;
6.1.4.
Программы индивидуального сопровождения ребенка с
ограниченными
возможностями.
6.1

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».