СОГЛАСОВАНО Управляющим советом МАОУ Школа №129 имени С.И.Зорина Протокол №1 от 30.08.2024 г. СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МАОУ Школа №129 имени С.И.Зорина Протокол №1 от 30.08.2024 г. УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МАОУ Школа №129 имени С.И.Зорина №133 от 30.08.2024 г. АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (вариант 5.1) ОГЛАВЛЕНИЕ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ .................................................................................................................................. 3 2. АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ВАРИАНТ 5.1)................................................................................................................................ 8 2.1. Целевой раздел ............................................................................................. 8 2.1.1. Пояснительная записка ...................................................................................................................... 8 2.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с тяжелыми нарушениями речи адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования .............................................................................................................................. 1 3 2.1.3. Система оценки достижения обучающимися с тяжелыми нарушениями речи планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования . ............................................................................................................................. 1 6 2.2. Содержательный раздел ............................................................................ 17 2.2.1. Программа коррекционной работы ................................................................................................................ 17 2.3. Организационный раздел .......................................................................... 23 2 2.3.1. Учебный план .................................................................................................................... 2 3 2.3.2. План внеурочной деятельности ............................................................. 24 2.3.3. Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи ................................................................................................................... 24 2.4. Приложение ................................................................................................. 27 3 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Определение и назначение адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее – АООП) начального общего образования (далее – НОО) обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) – это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ТНР с учетом особенностей их психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП НОО обучающихся с ТНР самостоятельно разработана и утверждена Муниципальным автономным общеобразовательным учреждением Школа №129 имени Зорина Сергея Ивановича городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее МАОУ Школа №129 имени С.И.Зорина), осуществляющим образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и с учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ТНР. АООП НОО обучающихся с ТНР определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации. Структура адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи АООП НОО обучающихся с ТНР состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. АООП НОО обучающихся с ТНР содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел определяет общее назначение, цели и планируемые результаты реализации АООП НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися с 4 ТНР АООП НОО; систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО. 5 Содержательный раздел определяет общее содержание НОО обучающихся с ТНР и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов: программу формирования универсальных учебных действий; программу отдельных учебных предметов, курсов коррекционноразвивающей области и курсов внеурочной деятельности; программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ТНР; программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы; программу внеурочной деятельности. Организационный раздел включает учебный план НОО (реализующий предметные и коррекционно-развивающую области, направления внеурочной деятельности); систему специальных условий реализации АООП НОО обучающихся с ТНР. Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи В основу формирования АООП НОО обучающихся с ТНР положены следующие принципы: принципы государственной политики Российской Федерации в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптация системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.); принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся; принцип коррекционной направленности образовательного процесса; принцип развивающей направленности образовательного процесса, 6 ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; онтогенетический принцип; 7 принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей обучающихся; принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП НОО ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с ТНР; принцип целостности содержания образования. Содержание образования едино. В основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие «предметной области»; принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с ТНР всеми видами доступной им деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни; трансформирование уровня полученных знаний в область жизнедеятельности; принцип сотрудничества с семьей. В основу разработки АООП НОО обучающихся с ТНР заложены дифференцированный, деятельностный и системный подходы. Дифференцированный подход к построению АООП НОО обучающихсяс ТНР предполагает учет особых образовательных потребностей этих обучающихся, которые определяются уровнем речевого развития, этиопатогенезом, характером нарушений формирования речевой функциональной системы и проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. АООП НОО создается в соответствии с дифференцированно сформулированными в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ требованиями к: структуре образовательной программы; условиям реализации образовательной программы; результатам образования. Применение дифференцированного подхода обеспечивает 8 разнообразие содержания, возможность реализовать предоставляя 9 обучающимся с ТНР индивидуальный потенциал развития; открывает широкие возможности для педагогического творчества, создания вариативных образовательных материалов, обеспечивающих пошаговую логопедическую коррекцию, развитие способности обучающихся самостоятельно решать учебнопознавательные и учебно-практические задачи в соответствии с их возможностями. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития обучающихся с нормальным и нарушенным развитием. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихсяс ТНР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности. Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно- практической деятельности обучающихся, обеспечивающей овладение ими содержанием образования. В контексте разработки АООП начального общего образования обучающихся с ТНР реализация деятельностного подхода обеспечивает: придание результатам образования социально и личностно значимого характера; прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых предметных областях; существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; создание условий для общекультурного и личностного развития обучающихсяс ТНР на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков, позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и социальной компетенции, составляющей основу социальной успешности. 10 Ключевым условием реализации деятельностного подхода выступает организация детского самостоятельного и инициативного действия в образовательном процессе, снижение доли репродуктивных методов и способов 11 обучения, ориентация на личностно-ориентированные, проблемнопоискового характера. Системный подход основывается на теоретических положениях о языке, представляющем собой функциональную систему семиотического или знакового характера, которая используется как средство общения. Системность предполагает не механическую связь, а единство компонентов языка, наличие определенных отношений между языковыми единицами одного уровня и разных уровней. Системный подход в образовании строится на признании того, что язык существует и реализуется через речь, в сложном строении которой выделяются различные компоненты (фонетический, лексический, грамматический, семантический), тесно взаимосвязанные на всех этапах развития речи ребенка. Основным средством реализации системного подхода в образовании обучающихся ТНР является включение речи на всех этапах учебной деятельности обучающихся. В контексте разработки АООП начального общего образования обучающихсяс ТНР реализация системного подхода обеспечивает: тесную взаимосвязь в формировании перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения учебными знаниями, действиями, умениями и навыками; воздействие на все компоненты речи при устранении ее системного недоразвития в процессе освоения содержания предметных областей, предусмотренных ФГОС НОО и коррекционно-развивающей области; реализацию интегративной коммуникативно-речевой цели – формирование речевого взаимодействия в единстве всех его функций (познавательной, регулятивной, контрольно-оценочной и др.) в соответствии с различными ситуациями. 12 2. АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ВАРИАНТ 5.1) 2.1 Целевой раздел 2.1.1. Пояснительная записка Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ТНР МАОУ Школа №129 имени С.И.Зорина направлена на формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственноэстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования Представлены в разделе 1. Общие положения. Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования Вариант 5.1. предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок освоения АООП НОО составляет 4 года. Вариант 5.1 предназначается для обучающихся с фонетикофонематическим или фонетическим недоразвитием речи (дислалия; легкая степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), обучающихся с общим недоразвитием речи III - IV уровней речевого развития различного генеза (например, при минимальных дизартрических расстройствах, 13 ринолалии и т.п.), у которых имеются нарушения всех компонентов языка; для обучающихся с нарушениями чтения и письма. 14 Адаптация АООП НОО предполагает введение четко ориентированных на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР коррекционных мероприятий и требований к результатам освоения обучающимися программы коррекционной работы. Обязательными условиями реализации АООП НОО обучающихся с ТНР являются логопедическое сопровождение обучающихся, согласованная работа учителя-логопеда с учителем начальных классов с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР У детей с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием речи наблюдается нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустикоартикуляторными признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в различных вариантах: отсутствие, замены (как правило, звуками простыми по артикуляции), смешение, искаженное произнесение (не соответствующее нормам звуковой системы родного языка). Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к дифференциации звуков, обеспечивающая восприятие фонемного состава родного языка, что негативно влияет на овладение звуковым анализом. Фонетическое недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования фонетической стороны речи либо в комплексе (что проявляется одновременно в искажении звуков, звукослоговой структуры слова, в просодических нарушениях), либо нарушением формирования отдельных компонентов фонетического строя речи (например, только звукопроизношения или звукопроизношения и звукослоговой структуры слова). Такие обучающиеся хуже чем их сверстники запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью. Обучающиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи характеризуются остаточными явлениями недоразвития лексико15 грамматических системы. и фонетико-фонематических 16 компонентов языковой У таких обучающихся не отмечается выраженных нарушений звукопроизношения. Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах искажения его звуконаполняемости как на уровне отдельного слога, так и слова. Наряду с этим отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне сформированности дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем незакончившегося процесса фонемообразования. У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи. Несмотря на разнообразный предметный словарь, в нем отсутствуют слова, обозначающие названия некоторых животных, растений, профессий людей, частей тела. Обучающиеся склонны использовать типовые и сходные названия, лишь приблизительно передающие оригинальное значение слова. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются трудности передачи обучающимися системных связей и отношений, существующих внутри лексических групп. Обучающиеся плохо справляются с установлением синонимических и антонимических отношений, особенно на материале слов с абстрактным значением. Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой практике, они по-прежнему затрудняются в продуцировании более редких, менее частотных вариантов. Недоразвитие словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно в нарушении использования непродуктивных словообразовательных аффиксов, препятствует своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что впоследствии сказывается на качестве овладения программой по русскому языку. Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением. В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в 17 употреблении грамматических форм слова. 18 Особую сложность для обучающихся представляют конструкции с придаточными предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов, инверсии. Лексико-грамматические средства языка у обучающихся сформированы неодинаково. С одной стороны, может отмечаться незначительное количество ошибок, которые носят непостоянный характер и сочетаются с возможностью осуществления верного выбора при сравнении правильного и неправильного ответов, с другой – устойчивый характер ошибок, особенно в самостоятельной речи. Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из своей жизни, составлении рассказов на свободную тему с элементами творчества используются, в основном, простые малоинформативные предложения. Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечаются разнообразные нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических ошибках при чтении и на письме, механизм возникновения которых обусловлен недостаточной сформированностью базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма в норме. Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ТНР относятся: - выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска (совместно со специалистами медицинского профиля) и назначение логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения речевого развития; - организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением перед началом обучения в школе; преемственность содержания и методов дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию или полное 19 преодоление отклонений речевого и личностного развития; 20 - получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося и степени выраженности его речевого недоразвития; - обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных и коррекционноразвивающей областей испециальных курсов, так и в процессе индивидуальной/подгрупповой логопедической работы; - создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе обеспечения комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений; - координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексного психолого-медикопедагогического сопровождения; - получение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизации первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей нервной деятельности, соматического здоровья; - возможность адаптации основной общеобразовательной программы при изучении содержания учебных предметов по всем предметным областям с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся; - гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий; - индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ТНР; - постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития речевых процессов, исходя из механизма речевого дефекта; - применение специальных методов, приемов и средств обучения, в 21 том числе дидактических специализированных 22 компьютерных технологий, пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью; - возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличии медицинских показаний; - профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов; обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики; - психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с родителями. 2.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с тяжелыми нарушениями речи адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ТНР АООП НОО соответствуют ФГОС НОО. Планируемые результаты освоения обучающимися с ТНР АООП НОО дополняются результатами освоения программы коррекционной работы. Планируемые результаты освоения обучающимися с тяжелыми нарушениями речи программы коррекционной работы Требования к результатам освоения программы коррекционной работы должны соответствовать требованиями ФГОС НОО, которые дополняются группой специальных требований. Требования к результатам коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи, преодолению и профилактике нарушений чтения и письма: отсутствие дефектов звукопроизношения и умение различать правильное и неправильное произнесение звука; умение правильно воспроизводить различной сложности звукослоговую структуру слов как изолированных, так и в условиях контекста; правильное восприятие, дифференциация, осознание и адекватное использование интонационных средств выразительной четкой речи; умение произвольно изменять основные 23 акустические характеристики голоса; умение правильно осуществлять членение речевого потока посредством пауз, логического ударения, интонационной 24 интенсивности; минимизация фонологического дефицита (умение дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по артикуляторно- акустическим признакам); умение осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова; практическое владение основными закономерностями грамматического и лексического строя речи; сформированность лексической системности; умение правильно употреблять грамматические формы слов и пользоваться как продуктивными, так и непродуктивными словообразовательными моделями; овладение синтаксическими конструкциями различной сложности и их использование; владение связной речью, соответствующей законам логики, грамматики, композиции, выполняющей коммуникативную функцию; сформированность языковых операций, необходимых для овладения чтением и письмом; сформированность психофизиологического, психологического, лингвистического уровней, обеспечивающих овладение чтением и письмом; владение письменной формой коммуникации (техническими и смысловыми компонентами чтения и письма); позитивное отношение и устойчивые мотивы к изучению языка; понимание роли языка в коммуникации, как основного средства человеческого общения. Требования к результатам овладения социальной компетенцией должны отражать: - развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении: умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, физической нагрузке, в приеме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации; написать при необходимости SMS-сообщение; умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему; выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей; умение принимать решения в области жизнеобеспечения; владение достаточным запасом фраз и определений для обозначения возникшей проблемы; - овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни: прогресс в самостоятельности и независимости в быту 25 и школе; представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение адекватно использовать лексикон, отражающий бытовой опыт и осуществлять речевое сопровождение своих действий, бытовых ситуаций; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела; умение адекватно оценивать 26 свои речевые возможности и ограничения при участии в общей коллективной деятельности; умение договариваться о распределении функций в совместной деятельности; стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении праздника; владение достаточным запасом фраз и определений для участия в подготовке и проведении праздника; - овладение навыками коммуникации: умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие; умение поддерживать продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации; умение получать информацию от собеседника и уточнять ее; прогресс в развитии информативной функции речи; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях коммуникации в соответствии с коммуникативной установкой; позитивное отношение и устойчивая мотивация к активному использованию разнообразного арсенала средств коммуникации, вариативных речевых конструкций; готовность слушать собеседника и вести диалог; умение излагать свое мнение и аргументировать его; умение использовать коммуникацию как средство достижения цели в различных ситуациях; прогресс в развитии коммуникативной функции речи; - дифференциацию и осмысление картины мира: адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности (безопасности) для себя и окружающих; способность прогнозировать последствия своих поступков; понимание значения символов, фраз и определений, обозначающих опасность и умение действовать в соответствии с их значением; осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем; умение устанавливать причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования; умение устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку; наличие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности; прогресс в развитии познавательной функции речи; - дифференциацию и осмысление адекватно возрасту своего 27 социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей: знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса (с близкими в семье, учителями и учениками в школе, незнакомыми людьми в транспорте и т.д.); 28 наличие достаточного запаса фраз и определений для взаимодействия в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса; представления о вариативности социальных отношений; готовность к участию в различных видах социального взаимодействия; овладение средствами межличностного взаимодействия; умение адекватно использовать принятые в окружении обучающегося социальные ритуалы; умение передавать свои чувства в процессе моделирования социальных отношений; прогресс в развитии регулятивной функции речи. Эти требования конкретизируются в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся. 2.1.3. Система оценки достижения обучающимися с тяжелыми нарушениями речи планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения АООП НОО соответствует ФГОС НОО. Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения АООП НОО должна позволять вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов; в том числе итоговую оценку, обучающихся с ТНР, освоивших АООП НОО. Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения АООП НОО должна предусматривать оценку достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения программы коррекционной работы в поддержке освоения АООП НОО, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся, успешность в развитии различных видов деятельности. Оценка достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения программы коррекционной работы Предметом оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения программы коррекционной работы является достижение уровня речевого развития, оптимального для обучающегося при реализации вариативных форм логопедического воздействия (подгрупповые, индивидуальные логопедические занятия) с сохранением базового объема знаний и умений в области общеобразовательной подготовки. 29 2.2. Содержательный раздел Программа формирования универсальных учебных действий, программа отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности, программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся, программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, программа внеурочной деятельности соответствуют ФГОС НОО и представлены в основной общеобразовательной программе начального общего образования МАОУ Школа №129 имени С.И.Зорина. 2.2.1. Программа коррекционной работы Пояснительная записка. Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО. Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций центральной психолого-медикопедагогической комиссии города, индивидуальной программы реабилитации/абилитации. Программа коррекционной работы должна обеспечивать осуществление специальной поддержки освоения АООП НОО. Специальная поддержка освоения АООП НОО осуществляется в ходе всего учебно- образовательного процесса. Основными образовательными направлениями в специальной поддержке освоения АООП НОО являются: коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; коррекция нарушений устной речи, коррекция и профилактика нарушений чтения и письма; развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных контактов с окружающими; обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, 30 ситуации 31 школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению. В целях удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР программа коррекционной работы расширяется за счет включения индивидуально- ориентированного коррекционнологопедического воздействия, сквозными направлениями которого выступают: работа по преодолению нарушений фонетического компонента речевой функциональной системы; фонологического дефицита и совершенствованию лексико- грамматического строя речи, связной речи, по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма, по развитию коммуникативных навыков. Программа коррекционной работы может предусматривать вариативные формы специального сопровождения обучающихся с ТНР. варьироваться могут содержание, организационные формы работы, степень участия специалистов сопровождения, что способствует реализации и развитию потенциальных возможностей обучающихся с ТНР и удовлетворению их особых образовательных потребностей. Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебновоспитательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на логопедических занятиях, проводимых на базе организованных при общеобразовательных организациях логопедических пунктах, где осуществляется коррекция нарушений устной речи, коррекция нарушений чтения. Цель программы коррекционной работы Программа коррекционной работы в соответствии со стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ТНР в рамках АООП НОО, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ТНР посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. 32 программа варианты психолого-педагогического сопровождения предусматривает специального сопровождения 33 различные обучающихся с ТНР, в том числе и обучение по индивидуальной программе, с использованием очной, очно-заочной, надомной, дистанционной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы. Задачи программы коррекционной работы: своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья; определение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР; определение особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности; создание условий, способствующих помощи обучающимся с ТНР в усвоении общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении; осуществление индивидуально-ориентированной психолого- педагогической помощи детям с учѐтом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями городской психолого - медико- педагогической комиссии); организация индивидуальных и (или) групповых коррекционноразвивающих занятий для детей с ТНР; -реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с ТНР; -оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по педагогическим, социальным и другим вопросам; оказание консультативной и методической помощи учителям МАОУ Школа №129 имени С.И.Зорина; создание в МАОУ Школа №129 имени С.И.Зорина условий для сохранения и укрепления психического здоровья педагогов, формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний, 34 профилактики эмоционального выгорания в педагогической деятельности; проведение тематического обсуждения индивидуально-типологических 35 особенностей обучающегося с ТНР с участниками образовательного процесса, родителями (законными представителями) обучающегося. Принципы формирования программы коррекционной работы Соблюдение интересов ребѐнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребѐнка с максимальной пользой и в интересах ребѐнка. Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ТНР, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребѐнка, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса. Непрерывность. Принцип гарантирует ребѐнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к еѐ решению. Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в психическом и (или) физическом развитии. Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ТНР выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья на ПМПК для уточнения (изменения) образовательного маршрута обучающегося. Программа коррекционной работы в школе включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие еѐ основное содержание. Диагностическая работа включает: -своевременное выявление 36 детей, нуждающихся в специализированной помощи; 37 -раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательной организации) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации; -комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля; -определение уровня актуального и зоны ближайшего развития учащегося с ОВЗ, выявление его резервных возможностей; -изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей учащихся; изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка; изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ОВЗ; -системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка; -анализ успешности коррекционно-развивающей работы. Коррекционноразвивающая работа включает: коррекцию и развитие высших психических функций; социальную защиту ребѐнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах; общеоздоровительные мероприятия - подбор оптимальных для развития ребѐнка с ТНР коррекционных программ/методик, методов и приѐмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями; организацию и проведение специалистами школы (педагогомпсихологом) индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, направленных на преодоление нарушений развития и трудностей обучения; системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребѐнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии. Консультативная работа включает:38 выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным 39 направлениям работы с обучающимся, единых для всех участников образовательного процесса; консультирование педагогов по выбору индивидуальноориентированных методов и приёмов работы с обучающимся; консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов обучения ребёнка с ТНР; консультирование родителей (законных представителей) по результатам проводимой коррекционно-развивающей работы, социализации обучающихся. Информационно просветительская работа направлена на: разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками; проведение тематических мероприятий для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей развития детей с ТНР. Этапы реализации программы коррекционной работы Данная программа реализуется поэтапно. последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов. Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). результатом данного этапа является учет особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально- технической и кадровой базы учреждения. Этап планирования, организации, координации (организационноисполнительская деятельность). результатом работы является особым образом организованный 40 образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с 41 ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно- диагностическая деятельность). результатом является констатация созданных условий и выработанных коррекционно- развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребенка. Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы. Планируемые результаты реализации коррекционной работы - адаптация обучающихся в классном коллективе, вовлечение в общественную жизнь; - повышение познавательной активности детей; -повышение уровня самоорганизации и воспитанности; -развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения,обобщения, навыков группировки и классификации; -нормализация учебной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки; -снижение уровня тревожности обучающихся в образовательной деятельности; -повышение мотивации к обучению детей с овз; -повышение качества усвоения предметных программ; -формирование социальных и коммуникативных компетенций; -рост достижений обучающихся. 2.3. Организационный раздел 2.3.1. Учебный план Учебный план АООП НОО вариант 5.1 (обязательные предметные 42 области учебного плана и учебные предметы) соответствуют ООП НОО МАОУ Школа №129 имени С.И.Зорина. 43 2.3.2. План внеурочной деятельности План внеурочной деятельности направлен на достижение обучающимися планируемых результатов освоения АООП начального общего образования и обеспечивает реализацию индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и запросов обучающихся, их родителей (законных представителей). Реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность для обучающихся 1-4 классов организуется по следующим направлениям: - спортивно-оздоровительное; - общекультурное; - общеинтеллектуальное; - духовно-нравственное; - социальное. Для обучающихся с ТНР обязательной частью внеурочной деятельности является коррекционно-развивающая область. Коррекционно-развивающая область поддерживает процесс освоения содержания АООП НОО, обеспечивает коррекцию недостатков в развитии обучающихся. Часы, отводимые на коррекционно-развивающую область, включаются в часы, отводимые на внеурочную деятельность и являются обязательными. Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи 2.3.3. Реализуется мониторинг метапредметных универсальных учебных действий (УУД) на уровне начального общего образования. Разработаны и реализуются рабочие программы на ступень обучения по учебным предметам, курсам внеурочной деятельности, курсам коррекционноразвивающей области. Организационно-содержательные условия 44 В рамках методической работы с учителями начальных классов на заседаниях кафедры рассматриваются различные вопросы реализации АООП НОО (вариант 5.1), работа по самообразованию педагогов планируется с учетом необходимости реализации коррекционной направленности учебно- 45 воспитательного процесса. Учителя проводят открытые уроки по разным учебным предметам с использованием личностно- ориентированного, деятельностного, дифференцированного подходов в обучении, ИКТ технологий. Реализуется оптимизационная модель организации внеурочной деятельности. Данная модель наиболее соответствует возможностям школы: в ее реализации могут принимать участие все педагогические работники учреждения (учителя, учитель-дефектолог, социальный педагог, педагогпсихолог и др.), происходит оптимизация внутренних ресурсов школы. Кадровые условия Учителя начальной школы, учителя-предметники, специалисты имеют высшее и среднее профессиональное образование, по плану проходят курсы повышения квалификации. Материально-технического условия Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащих материально- технических условий для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здание и помещения школы, организацию их пребывания, обучения в школе (архитектурная среда для обучающихся с ОВЗ), также позволяющих обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды школы: наличие кабинета для занятий с педагогом-психологом, учителемдефектологом. Реализация АООП НОО требует обеспечение оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений в соответствии с Федеральными требованиями в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений . Реализация данного направления определяет необходимость укомплектования начальной школы современным оборудованием, обеспечивающим возможность использования и создания информации, в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео- и графическим сопровождением (компьютер, проектор, 46 интерактивная доска и т.п.), информационного взаимодействия в 47 возможность осуществления локальных и глобальных сетях, доступа к печатным и электронным образовательным ресурсам федеральных и региональных центрах информационно- образовательных ресурсов. Информационные условия Особенности организации учебного процесса в классах АООП НОО размещаются на сайте МАОУ Школа №129 имени С.И.Зорина; рассматриваются в ежегодном публичном отчете директора образовательного учреждения; являются обязательными вопросами на проводимых в течение года общешкольных родительских собраний, родительских собраний для будущих первоклассников, а также на классных родительских собраниях. 48 Приложение Содержание коррекционной работы 1 класс В соответствии с выделенными особенностями детей с ОВЗ психокоррекционная работа в 1 классе может быть конкретизирована и обозначена следующими разделами: Раздел 1. Комплексное первичного уровня развития. обследование детей. Определение Исследование общей осведомлённости и кругозора учащихся. Исследование мелкой и крупной моторики рук. Исследование восприятия (форма, цвет, размер, материал, пространство и время). Представления о внешних свойствах предметов. Эмоции. Раздел 2. Адаптация первоклассников Запоминание имен одноклассников. Любимые игры, игрушки, занятия. Отличия школы и детского сада, учительницы и воспитательницы. Экскурсии по школе, в столовую, библиотеку (информация). Обратная связь: рассказы учащихся о посещенных объектах. Диагностика эмоционального отношения к школе и учению (рисунок «Я в школе»). Наша внешность: лицо, волосы, одежда. Загадки-описания. Школьная одежда. Сезонные изменения в природе и одежде. Одежда и обувь для осени. Вежливые слова: игры с включением формул речевого этикета (можно, извините, спасибо,пожалуйста, прошу вас и т.п.). Раздел 3. Развитие крупной и мелкой моторики Общеразвивающие подвижные игры. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по "дорожке следов"). Развитие быстроты движений, умения контролировать сменяемость действий. Обводим по трафарету, разукрашиваем. «Соединяем точки и рисуем узоры». 49 Психотренинг "Зимние месяцы. Приметы зимы". Контурная аппликация из пластилина. Психотренинг «Весенние месяцы. Приметы весны». Нанизываем бусы. Завязываем узелки. Психотренинг "Летние месяцы. Приметы лета". Аппликация из полосок бумаги. Волшебные шнуровки. Рисование по номерам. Пальчиковая гимнастика. Штриховка. Графические упражнения. Рисование пальчиковыми красками. Игры и действия с предметами (мозаика из пайеток, стикерная мозаика, аппликация из крупы) . Раздел 4. Коррекция сенсорных процессов Назначение предметов. Школьные предметы и принадлежности. Количество. Настольныеигры с фишками. Игротренинг "Что возьмём в школу" Параметры предмета. Размер. Высота. Большой Противоположности.Психотренинг "Мир вокруг нас". - маленький. Составляем целое из частей. Классифицируем по форме. Выделение признаков формы. Классификация предметов (круглые, треугольные, квадратные). Цвета предметов. АРТ-Тренинг «Путешествие в страну цвета». Тренинг «Снежное королевство». Конструирование снежков из бумаги. Лепка на картоне «Волны». Аппликация «Елочка». «Солнечные зайчики». Рисование ватными палочками. «Красная шапочка».Лепка клубнички. Рисунок из кляксы. «Цветная сказка». Знакомимся с миром звуков. Мульттренинг "Эхо". Аудиотренинг "Слушаем звуки леса". Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (справа - слева, выше - ниже и др.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду(порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая (левая) сторона); расположение геометрических фигур по речевой инструкции, перемещение их на плоскости листа. 50 Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, геометрических фигур. Изучение временных показателей: времён года, дней недели. 51 Определение на ощупь величины предметов из разного материала. Игра «Волшебный мешочек». Знакомство с эмоциональным миром человека. Радость. Грусть. Гнев. Страх. Спокойствие.Злость. Удивление. Раздел 5. Развитие познавательной сферы и целенаправленное формированиевысших психических функций Анализ объектов по картинке. Угадывание предметов по признакам. Раздел 6. Развитие коммуникативной сферы и социальная интеграция Игры, привлекающие внимание к сверстнику. Комплименты -похвалы (аккуратный, внимательный, вежливый, находчивый, веселый, честный, дружелюбный, отзывчивый,благодарный и др.). Причины ссор (детские высказывания): жадничает, ябедничает, дерется, отнимает и портит вещи и т.п. Обида и прощение. Притчи. Что помогает не ссориться. «Мы на помощь придем». Когда нужно помогать (детские высказывания). Что называется помощью. Кому надо помогать. Признаки потребности в помощи. А.Л. Барто «Помощница». Раздел 7. Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее нед Я не умел, но уже умею…Рассказ обучающегося о семье. Рисунок семьи. Оценка успешности обучения в первом классе. 2 КЛАСС Раздел 1. Вводное занятие Психодиагностические упражнения, создание положительной мотивации на занятия,знакомство. Раздел 2. Диагностический блок Диагностика уровня развития внимания, 52 устойчивости, объёма, произвольности. Упражнение на развитие внимания. Диагностика уровня развития внимания,устойчивости, объёма, произвольности. 53 Упражнение на развитие внимания: Групповые методики диагностики разных видов памяти. Проективные тесты рисунки «Несуществующее животное», «Мой класс». Раздел 3. Развитие и коррекция сенсорной сферы Упражнения, развивающие осязательное восприятие формы объемных предметов. Упражнения, развивающие зрительное восприятие «Копирование точек», «Составь предмет из геометрических фигур», «Кляксы», «Необычные рисунки». Упражнения, развивающие слуховое восприятие и слухо-моторную координацию. Двигательное воспроизведение ритмических структур по образцу и по инструкции («Веселый алфавит»), рисование обеими руками, выполнение графических диктантов. Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус). Раздел 4. Развитие двигательной сферы Упражнения с использованием пальчиковой гимнастики, а также рисование по шаблону и трафарету, обводка по пунктиру, копирование рисунков, дорисовывание изображений предметов, штриховка, работа со шнуровкой, медиатором. Тренинг – уроки с использованием техник биологической обратной связи, аутогенной тренировки, методов произвольной регуляции и саморегуляции. Урок-игра «Я – робот». Раздел 5. Формирование пространственно-временных отношений Упражнения на формирование пространственных представлений: «Слева, справа, ниже, выше - нарисуешь, как услышишь», «В гости к другу», «Мой путь», «Фигурное лото» Работа с серией сюжетных картинок, часами, календарем, моделью календарного года. Сказкотерапия и коррекция пространственных представлений. Упражнения «Бочка и ящик», «Что находится в помещении», « Я – сыщик». Игра «Внутри-снаружи». Раздел 6. Развитие когнитивной сферы Игры и упражнения на развитие разных видов памяти; игры и упражнения 54 на развитие точности запоминания; игры и упражнения на развитие умения использовать приемы мнемотехники; психогимнастические упражнения; релаксационные упражнения. Дидактические игры и упражнения (слуховые 55 диктанты; игра «Запомни звуки»; игра «Забытый предмет (буква)»; зрительные диктанты; запоминание и воспроизведение многозвеньевых инструкций; заучивание букв). Игры на снятие психологической инертности и развитие воображения: Метод дорисовывания неопределенной фигуры до узнаваемого предмета, дорисовывание неопределенной фигуры до заданного образа. Раздел 7. Формирование школьной мотивации и профилакти ка школьной дезадаптации Метод арт-терапии в формировании позитивного образа школьника и учебы. Игры для понимания противоречия «хорошо-плохо». Формирование навыков построения внутреннего плана действий; Тренировка объема, концентрации внимания, умения действовать по инструкции. Урок-тренинг «Разведчики». Раздел 8. Развитие эмоционально-личностных качеств Тренинг: Правила дружбы. Формирование сплоченности и профилактики конфликтов. Проведение игр «Волшебный стул». Обучение эффективным способам общения. Итоговая диагностика. Проведение с целью определения динамики. итоговой диагностики 3 КЛАСС Раздел 1. Вводное занятие Создание положительной мотивации и заинтересованности детей в занятиях; проведениепсихогимнастические упражнений. Раздел 2. Профилактика школьной дезадаптации, развитии коммуникативныхспособностей Формирование сплоченного детского коллектива, обучение детей эффективным способам общения. «Мы – дружная команда». Развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг к другу. Упражнение 56 «Комплименты». Формирование у детей мотивации на совместную работу, развитие навыков коллективного сотрудничества. Формирование положительной учебной мотивации. Раздел 3. Развитие произвольного внимания и поведения Развитие концентрации внимания, саморегуляции и самоконтроля. Развитие переключения внимания и умения действовать по правилу. Раздел 4. Развитие мнестических способностей Развитие объема кратковременной оперативной памяти. Тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов; произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций. Развитие механической зрительной и слуховой памяти. Дидактические игры и упражнения (слуховые диктанты; игра «Запомни звуки»; игра «Забытый предмет (буква)»; зрительные диктанты; запоминание и воспроизведение многозвеньевых инструкций; заучивание букв). Обучение способам эффективного запоминания. Раздел 5. Развитие мыслительных процессов и зрительно-моторной координации Развитие логического мышления и сообразительности. Упражнения в построении умозаключений по аналогии, установление закономерностей, развитие сложных форм мышления: логического мышления, абстрагирования. Развитие умения устанавливать причинно-следственные отношения. Развитие умения обобщать и находить противоположности. Игры-загадки и ребусы; игры и упражнения на развитие операций мышления; игры и упражнения на развитие логического, словесного мышления; психогимнастические упражнения; релаксационные упражнения. Раздел 6. Развитие двигательной сферы Упражнения с использованием пальчиковой гимнастики, а также рисование 57 по шаблону и трафарету, обводка по пунктиру, копирование рисунков, дорисовывание изображений предметов, штриховка, работа со шнуровкой, медиатором. Подвижные игры и упражнения на развитие общей моторики. Расслабляющие и релаксирующие упражнения, упражнения с речевыми инструкциями. Развитие произвольности движений (сигнал- реакция). Раздел 7. Формирование пространственно-временных отношений Упражнения на формирование пространственных представлений: «Слева, справа, ниже, выше - нарисуешь, как услышишь», «В гости к другу», «Мой путь», «Фигурное лото». Понимать пространственные и временные логикограмматические конструкции. Работа с серией сюжетных картинок, часами, календарем, моделью календарного года. Сказкотерапия и коррекция квазипространственных представлений. Упражнения «Бочка и ящик», «Что находится в помещении?», « Я – сыщик». Игра «Внутри-снаружи». Раздел 8. Развитие и коррекция эмоциональной сферы Знакомство с базовыми эмоциями: радость, удивление, грусть, гордость, страдание и печаль, обида, гнев, страх, вина, стыд. Работа с чувством страха и тревожности. Формирование умения различать и принимать эмоции других людей. Обучение приемам регуляции и саморегуляции эмоций. Раздел 9. Развитие творческих способностей, воображения Упорядочение представлений детей о том, что такое воображение и фантазия. Игры и упражнения на развитие особенностей творческого мышления: гибкость, нестандартность, способность генерировать новые идеи и т.п. Игры на снятие психологической инертности и развитие воображения: «Фантастическое растение», «Фантастическое животное», «Фантастическая планета», «Мои фантастические возможности». Метод дорисовывания неопределенной фигуры до узнаваемого предмета, дорисовывание неопределенной фигуры до заданного образа. Раздел 10. Развитие эмоционально-личностных качеств 58 Упорядочение представлений детей о том, что такое воображение и фантазия. Игры и упражнения на развитие особенностей творческого мышления: гибкость, нестандартность, способность генерировать новые идеи и т.п. Игры на снятие психологической инертности и развитие воображения: «Фантастическое растение», «Фантастическое животное», «Фантастическая планета», «Мои фантастические возможности». Метод дорисовывания неопределенной фигуры до узнаваемого предмета, дорисовывание неопределенной фигуры до заданного образа. «Как мы все похожи!». «Какие мы все разные!» Тренинг: «Правила дружбы». Формирование сплоченности и профилактики конфликтов «Мы – дружная команда». Наиболее интересные детям упражнения и игры, ответы на вопросы, выводы. Проведение итоговой диагностики с целью определения динамики. 4 КЛАСС Раздел 1. Вводное занятие Групповые игры, принятие правил групповой работы, создание атмосферы эмоционального комфорта. Раздел 2. Диагностический блок Тесты интеллекта, интеллектуального и личностногоразвития,уровень развитиямотивации, обучающихся. Раздел 3. Восприятие. Пространственные представления Формирование произвольности зрительного восприятия, дорисовывание незаконченных изображений. Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. Выделение нереальных элементов нелепых картинок. Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — еще суше, влажное — мокрое), их словесное обозначение. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (оставление простейших схем планов комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман). Определение времени по часам. 59 Раздел 4. Развитие памяти Тренировка различных видов памяти, упражнения «Опиши картинку», «Инопланетяне», «Эстафета слов», «Повторяй за мной», «Запрещенное движение». Развитие словесно-логической памяти, упражнения «Группировка слов», «Свяжи пару», «Ассоциации», «Ключевые слова». Обучение мнемотехникам. Раздел 5. Развитие воображения Развитие активного воображения с использованием арт-техник: «Чернильные пятна», «Свободное рисование», «Пальчиковое рисование», «Орнаменты», «Каракули». Раздел 6. Развитие внимания Игры и упражнения на развитие произвольного внимания: «Корректурные пробы», «Назови, что видишь», «Корректировщик», «Шифровка», «Делай и рассказывай», «Таблицы Шульте», «Анаграммы», игра «Зоркий глаз», «Найди отличия». Раздел7. Развитие мыслительных функций Упражнения на мышечную релаксацию «Штанги»; «Графический диктант»; Развитие мышления (анализ через синтез). Развитие мышления (абстрагирование). Развитие пространственных представлений. Развитие словесно – логического мышления. Построение умозаключения по аналогии. Развитие сложных форм мышления (логического мышления): абстрагирование, установление закономерностей. Раздел 8. Развитие произвольности и волевой регуляции Тренинговые занятия «Разные настроения», «Учимся менять свое настроение», «Учимся искать выход из сложных ситуаций», «Избавляемся от плохих мыслей», «Живи в согласии с другими», «Как победить злость», «Прогоняем страх», «Учимся говорить «Нет!» там, где это необходимо», «Саморегуляция». 60 Раздел 9. Развитие эмоционально-волевой сферы Развитие представлений детей о соотношении внутреннего состояния человека и его внешнего выражения. Вера в себя. Формирование у детей конструктивных способов реагирования в конфликтной ситуации. Отработка приёмов лицевой экспрессии различных эмоциональных состояний. Игровая коррекция агрессивности, формирование и развитие внимания, доброжелательности, взаимоотношений детей в группе. Рефлексия собственных чувств (Я – это Я), развитие умения различать виды поведения и умения работать в команде. Формирование у детей навыков самоконтроля. Формирование нравственных представлений. Арт-терапия «Остров счастья». Подведение итогов, определение динамики развития детей. 61 62