Родная_башкирская_литература.ООО.2024

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Управление образования Администрации городского округа город Уфа
Республики Башкорстостан
МАОУ Школа № 129 им.С.И.Зорина

РАССМОТРЕНО
Руководителем МК
МАОУ Школа №129
им.С.И.Зорина
Фаридоновой Р.Ф
Протокол №1
от 30 августа 2024 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместителем директора по УВР
МАОУ Школа №129
им.С.И.Зорина
Мироновой О.В.
Протокол №1
от 30 августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директором
МАОУ Школа №129
им.С.И.Зорина
Чугаевой О.А.
Приказ № 140
от 30 августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
( ИД 5627241)
учебный предмет
«Родная (башкирская) литература»
для учащихся 5-9 классов

г.Уфа 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Родная ( башкирская ) литература».
1. Программа по родной (башкирской) литературе разработана с целью
оказания методической помощи учителю при создании рабочей
программы по учебному предмету.
2. Программа по родной (башкирской) литературе включает изучение
башкирской литературы, раскрывает историю и культуру
башкирского народа, его обычаи, традиции, предполагает совместное
изучение литературы и культуры, сохранение их в качестве
духовного наследия, воспроизводящее менталитет башкирского
народа, направленное на развитие воспитательных возможностей
родной (башкирской)литературы, привитие культуры к родной
(башкирской) литературе, культуре.
3. Программа по родной (башкирской) адаптации содержит эти связи с
изученными предметами гуманитарного цикла: «Родной
(башкирский) язык», «История», «Литература». В содержании
программы по родной (башкирской) грамоте с образцами
башкирского народного творчества, башкирской литературы широко
представлены произведения татарской, казахской и других
национальных литератур, а также русской литературы.
4. В качестве текстов для чтения сохраняются яркие образы
башкирского устного народного творчества (сказки, эпосы, кубаиры,
тексты народных песен, предания, пословицы, загадки), башкирской
художественной литературы, литературно-публицистических
текстов, связанных со стилем, культурой, жизнедеятельностью
башкирского народа, особенностями. природа. Предусматривается
знакомство с биографиями авторов. При подборе литературных
текстов учитывались, в первую очередь, их гуманистическое
содержание, художественная ценность, возможность положительного
отношения к личности обучающегося . В основе программы по
родной (башкирской) литературе лежат произведения башкирской
литературы, занимающие важное место в произведениях,
отражающих народный менталитет, описывающим историю и
культуру народа.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "Родная (башкирская)
литература"
Изучение родной (башкирской) литературы направлено на достижение
следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, включенной в культурноязыковое

поле

башкирского

народа,

приобщение

обучающегося

к

литературному наследию башкирского народа , отношения к башкирской
грамоте как к одной из основных культурных ценностей башкирского
народа;
развитие

ума

интерпретировать

воспринимать,

прочитанное,

анализировать,

осознавать

на

оценивать

и

эмоциональном

и

интеллектуальном уровне художественную картину жизни, отражённую в
литературном произведении;
совершенствование базовых коммуникативных навыков, воспитание
культуры собственной позиции, способность аргументировать свое мнение и
оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных
жанров, создавать развёрнутые высказывания творческого, аналитического и
интерпретирующего характера.
Общее число часов, для изучения родной (башкирской) литературы : в 5
классе – 17 часа (0,5 час в неделю), в 6 классе – 17 часа (0,5 час в неделю), в 7
классе – 17 часа (1 час в неделю), в 8 классе – 17часа (0,5 час в неделю

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Родная ( башкирская ) литература».
5 КЛАСС
Осень .
1. Башкирское устное народное творчество.
Сказки. Башкирские народные сказки «Аминбек», «Акъял батыр».
Теория литературы: устное народное творчество, виды устного
народного творчества, понятия о жанре сказки .
2. Родные просторы.
Производят проведения, посвящённые родному краю. Т. Ганиева
«Страна Уралия», С. Муллабаев «Радостное утро», Б. Бикбай «Родной язык»,
А. Ягафарова «Доброта», Н. Аминева «Родная земля», «Горы
Башкортостана» (справка), «Родная земля» (кубаир), Ф. Рахимгулова «Я из
Башкортостана», А. Вахитов «Завещание аксакала», Р. Нигмати «Красивые
долины Агидели», Р. Гарипов «Журавли», Б. Нугуманов «Лето и осень»
(отрывок из сказки «Четыре дочери Йылбабая»), Ф. Исянгулов «Улыбка», Г.
Хисамов «Белоплечий седой беркут».
2. Зима .
1. Малые фольклорные формы в башкирском устном народном
творчестве (пословицы, поговорки, загадки).
Башкирские народные песни. Повторение и углубление знаний,
полученных в младших классах.
2. Произведения о зимней природе.
С. Алибаев «Зима», Н. Мусин «Косули», В. Ахмадеев «В зимнем лесу».
Башкирские народные сказки. «Камыр батыр», «Каман и Саман».
Теория литературы: понятие о взглядах .
3. Весна .
4. Произведения о весеннем и о весеннем труде (повторение и
углубление знаний, полученных на уровне начального общего
образования).
Р. Назаров «Идёт весна», З. Хисматуллин «Скворец», С. Алибаев «Кто
принес весну?», М. Карим «Сон сестрёнки», К. Даян «Журавли». Птицы
Башкортостана. Б. Нугуманов «Снегурочка и весна».
Теория литературы: идея об олицетворении.
2. Победители.

А. Игибаев «День Победы», К. Мерген «Смерть курайста», Р. Нигмати
«Слава победителям!».
3. Basni.
М. Гафури, «Кто съел овцу?». Л. Толстой, «Два товарища».
Теория литературы: идея о басне.
4. Лето .
5. Летние дни ждут.
З. Муллабаев «Щедрое лето», З. Хисматуллин «Лесной гость», С. Агиш
«Турыкай».
6 КЛАСС
Обучение – родник знаний .
1.1 Здравствуй, школа!
А. Ахмет-Хужа «Растёт смена», У. Кинзябулатов «Учителю», Т.
Давлетбирдина «Времена года».
2. Прожитая жизнь – память .
3. Песнь моя – Башкортостан!
З. Биишева «Башкортостан», Р. Гарипов «Слава тебе, слава,
Башкортостан!», Ф. Тугызбаева «Башкортостан – судьба моя», Ш. Бабич
«Башкортостан», Г. Хусаинов «Мудрость» (из книги «Жизнь»).
2. История земли родной.
Н. Нажми «Какой я твой сын?», А. Усманов «Военная служба башкир»,
Г. Хусаинов «Рудопромышленник Исмаил Тасимов» (отрывок из повести), Т.
Карамышева «Мальчики», Л. Толстой «Сколько земли нужно человеку», А.
Хакимов «Идукай» (по роману «Кожаная шкатулка»).
3. Тема свободного движения в литературе.
Башкирские восстания (справка).
Салават Юлаев. Тема башкирских восстаний в башкирской литературе.
М. Идельбаев «Прощание» (Из книги «Сын Юлая – Салават»), Р. Бикбаев
«Сабля Салавата», С. Злобин «Салават Юлаев» (отрывок из романа), Г.
Ибрагимов «Гонец» (по роману «Киньзя»).
3. Северные Амуры.
Тема Отечественной войны 1812 года в башкирской литературе.
Баиты о русско-французской войне. Я. Хамматов, «Северные амуры»
(отрывок из романа). Кахымтурэ (предание о предательстве башкирских
полков в Отечественной войне 1812 года).
1.

Теория литературы: идея о приманках.
4.Развилистый Уралтау .
4.1. Край мой – Уралтау!
Д. Буракаев «Уральские горы» (информация). Башкирская народная
песня «Урал». Р. Бикбаев «Уралу». Я. Хамматов «Самородок» (отрывок из
романа «Золото собирается крупицами»).
5. Башкирские народные обычаи .
6. В единстве с природой.
А. Кубагушев «Вкусна ли воронья каша?», Т. Карамышева «Кукушкин
чай», С. Агиш «Гость и честь», Ф. Тугузбаева «Дорога к роднику».
6. Уходили башкиры на войну .
6.1. Герои башкирского народа.
Я. Хамматов «Шли башкирына войны» (отрывок), К. Даян «Генерал
Шаймуратов», А. Бикчентаев «Орёл умирает на лету» (отрывок), Р. Насыров
«Шакирьян сын – Отечества» (по книге «Откуда ты родом, Матросов?»).
2. Башкирское устное народное творчество (повторение).
Сказки «Урал батыр», «Алдар и леший». Кулямасы (анекдоты).
3. Образцы литературного наследия.
Кул-Гали «Киссай Юсуф», «Кармасан и Сармасан» (народное
предание).
4. Прошлое в настоящее время.
С. Юлаева «Вместе с Пугачёвым», «Карабай и Сарыбай» (по повести
«Куз-Курпеч»). М. Акмулла, «Наставления» (отрывок).
.5. Творчество сказителей.
Дошедшие до нас правила. Сказания «Хабрау», «Кубагуш-сэсэн»,
«Байк-сэсэн».
7 КЛАСС
Для предвещаний .
1. Народные сказки.
Башкирское устное народное творчество. Сказки про животных. Сказка
«Лиса-Сирота». Волшебные сказки. «Золотое яблоко» Сказки о батырах.
«Алып батыр», «Дутан батыр». Бытовые сказки. «Золотая капля», «Харанбай
и Зиннатагай».
Теория литературы: идеи об аллегориях, гиперболе и литоте.
2. Народные рассказы.

Рассказы-поверья «Большая Медведица», «Луна и Зухра», «Поющие
журавли». Рассказы о происхождении башкира. Усергены. (предание о
происхождении башкира рода Усерген). Топонимические рассказы «Иргиз»,
«Юрактау». Истории деревень «Деревни Ямаш и Юмаш», «История деревни
Мамбетово». Исторические рассказы «Биксура», «Бошман-Кыпсак батыр».
Бытовые рассказы «Гилмиаза», «Зульхиза».
Теория литературы: тема о преданиях и легендах.
2. В дружбе и единстве – сила!
3. История народа в песнях.
Песни о Родине и о дружбе народов: «Урал» (вариант), «Яйляук». Песни
о Пугачевском восстании 1773-1775 годов: «Салават» (вариант), «Большая
дорога» (вариант). Песни об Отечественной войне 1812 года: «Эскадрон»,
«Любизар». Песни о кантонах: «Колой кантон», «Абдулла ахун». Песни о
беглецах: «Буранбай», «Бииш. Бытовые песни: «Зульхиза», «Гильмияза».
2. Частушки.
3. Творчество сказителей. «Хабрау», «Кубагуш-сэсэн», «Байк-сэсэн».
«Кармасан и Чермасан» (по произведению «Последний из рода
Сартаево»).
4. Мой прекрасный край.
Ш. Биккулов «Лес…», М. Гафури «В цветочном саду», Ж. Киекбаев
(биографическая справка), «Дедушка Умурзак», «Родные и знакомые» (
5. Детская игра.
Игра «Сокор туп» (справка).
6. Башкирская национальная одежда (справка).
7. А. Игебаев, М. Карим.
А. Игебаев «Не забыл тебя, моя деревня!».
М. Карим «О берёзовом листе».
. 3. Идёт белый-белый снег .
3.1. Белая земля.
К. Киньябулатова, «Здравствуй, белая зима!». С. Алибай, «Прекрасный
день». Г. Тукай, «Сын земли». А. Аглиуллин, «Сани с узором».
2. Защитники Отечества.
Р. Шакур «На посту стоят сыны страны», Ф. Акбулатова
(биографическая справка) «Отцовский хлеб», В. Исхаков «Душа человека –
глубокая река», А. Багуманов (биографическая справка) «Юламан» (по
произведению «Где ты, генерал?»).
4. Самое дорогое – мамы!
5. Доброта и красота.

Г. Зайнашева «Пою о моей маме», З. Алтынбаева «Слово матери», Ф.
Исянгулов (биографическая справка) «Клубок масла», А. Бикчентаев «Глаза
раненой волчицы», Г. Якупова (биографическая справка) «Бабушка печка»,
Н. Игизьянова (биографическая справка) «Водоворот».
5. Эх, приходит веселая весна!
.1. Весенняя природа.
Р. Нигмати «Весна пришла, весна!», М. Джалиль «Песни мои», М.
Гафури «Луг», Х. Назар «Летняя гроза», С. Алибай «Призыв дождя».
2. Эхо родной земли.
Х. Давлетшина (биографическая справка) «Айбика», Я. Ухсай «Облака»,
К. Аралбай «Башкирский язык», М. Карим «Аскат Искандара» (отрывок из
повести «Долгое-долгое детство»).
8 КЛАСС
Школа – родник знаний .
2. Путь к знаниям.
С. Алибаев, «Школьный путь». Н. Мусин, «Урок». Р. Тимершин,
«Изобретатель».
2. Осень – трудовая пора и пора изобилия .
3. Хлеб – богатство страны.
Р. Ханнов «Ценность хлеба», Р. Уметбаев «Поле Амира».
Теория литературы: Составление художественных произведений.
3. Учитель – какое прекрасное слово!
4. Вечная профессия.
Р. Гарипов «Учителю», Р. Шаммас «Реки без мостов».
Салават батыр .
1. Салават Юлаев в памяти народа.
Ф. Рахимгулова «Салават», Т. Давлетбердина «Дух Салавата». Ф.
Кузбеков «Салават, ты клич победы», Я. Хамматов (биографическая справка)
«Салават».
5. Зима .
6. Зимний пейзаж.
Ш. Бабич «Зимняя дорога», Б. Рафиков (биографическая справка)
«Волки», И. Теляумбитов «Утро марала», О. Перовская «Мишка».
6. Время славы и добра .
7. Путь к Победе.
1.

М. Карим «Ульмясбай», Н. Галимов «Курай, вернувшийся с войны», Р.
Уметбаев «Шли башкиры на войне».
Теория литературы: об особенностях лиро-эпических поэм.
.2. Душевные порывы.
В. Шукшин, «Горе». Х. Назар, «Три слова». М. Ямалетдинов, «Вера». З.
Галимов, «Полевые цветы».
7. Бурно приходит весна .
8. Любовь матери.
Ш. Биккулов (биографическая справка) «Советы моей мамы», Т.
Гиниатуллин «Мать и дитя».
2. Весенние рассказы.
Р. Гарипов «Весенняя песня», З. Ураксин «Яблоня», Р. Сафин «Танец
вдов и безногих».
8. Родной край – мой Урал .
1. Богатства родной земли.
К. Аралбай «Семь слов о земле», Б. Бикбай «Земля», Ж. Киекбаев
«Кубаир об Урале», Н. Мусин «Последняя борть», М. Уразаев «Медный
курай», А. Ягафарова «Маленький родник», Ф. Рахимгулова «Пчела и
бабочка», Ш. Янбаев «Лопух», Р. Султангареев «Последняя охота», А.
Хаматдинова «Зеленая аптека».
9 КЛАСС
Живые родники
Р. Гарипов «Язык», Б. Бикбай «Живые родники», Р. Мифтахов
«Наследство», Т. Карамышева «Слово», И. Халимов «Ночная мелодия».
2. Край родной .
3. Малая Родина.
Р. Мифтахов «Видел тебя», К. Шафикова «Родной край», И. Абдуллин
«Если мы попадем в родные края», Х. Туфан «Дикие гуси», З. Валиди Тоган
«На Родине» (из книги «Воспоминания»).
2. Нежная природа.
М. Абсалямов «Тополя Юмагужи», Ф. Акбулатова «Природа нуждается
в нас» (информация), А. Гарифуллина «Ручеёк», З. Алтынбаева «Калина».
Экологические проблемы в башкирской литературе. Д. Шарафитдинов
«Речная форель», Ф. Газин «Пусть ударят заморозки», М. Карим
«Приключения медведя», В. Гумеров «Лекарственные растения в
башкирской народной медицине», Р. Кагир «Золотой корень», К. Аралбай
«Янгантау».
1.

Теория литературы: понятия о литературных видах (эпос, лирика,
драма), литературные жанры.
3. Славная история .
4. Советы прошлого.
А. Биишев «История и борьба за свободу башкирского народа». Ш.
Бабич (биографическая справка), «Для моего народа». Б. Рафиков, «Трагедия
Сеянтуза». Г. Хисамов (биографическая справка), «Алдар и Тевкелев».
Теория литературы: мысли о романе.
2. История моей родословной.
Башкирские шежере как историко-литературные памятники. Шежере
рода Юрматы. «Состязание Байка-сэсэна с Салаватом-батыром». С. Юлаев,
«Сражение». М. Акмулла, «Целомудрие».
4. Батыр и верный конь .
5. Джигит без коня, как птица без крыльев.
С. Ярмуллин «Башкирская лошадь», Т. Гиниатуллин «Буян», Р.
Умутбаев «Гильмишариф» (по повести «Башкир-всадник»), Г. Валиуллин
(биографическая справка) «Хозяин крепости и узник».
Теория литературы: мысль о повести.
2. Весёлые игры и состязания.
Из истории башкирских праздников. З. Аминев «Башкирский сабантуй»,
Д. Магадиев «Праздник Науруз».
3. Прошлое население в курайской мелодии.
М. Ямалетдинов «Наследие», Ш. Бабич «Кураю», К. Аралбай
«Знаменитый кураист», Р. Султангареев (биографическая справка) «Кураист
Ишмулла», А. Аиткулов (биографическая справка).
4. Защита Отечества.
Р. Мифтахов «Щит», Р. Назаров «Солдат», Р. Хисаметдинова
«Мальчики идут в армию», М. Ямалетдинов «Солдатские сапоги», И.
Киньябулатов «Бородино», А. Утябаев «Сакмар течет», Н. Асанбаев
(биографическая справка) «Красный паша».
5.День Победы .
1. Герои Победы.
А. Муратов «Живая память», Р. Мифтахов «Ледяной уголь», Н. Наджми
(биографическая справка) «Вы не вернулись в родные края», М. Джалиль
«Не верь», А. Магадиев «Вернуться с победой», Ж. Киекбаев «Зубай
Утягулов», М. Карим «Мальчики», Ш. Янбаев «Старик Еникей».

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты освоения программы по родной (башкирской)
литературе на уровне базового общего образования.
1. В результате изучения родной (башкирской) литературы на уровне
базового общего образования у обучающегося формируются
следующие личностные результаты:
1) высшее образование:
готовность к осуществлению прав гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное
участие в жизни семьи, образовательная организация, местное сообщество,
родной край, страны, в том числе в парламентии с ситуациями, отражёнными
в литературных произведениях;
неприятие форм любого экстремизма, религии, понимания роли
различных социальных институтов в жизни человека, представление
основных прав, свобод и обязанностей гражданина, социальных норм и
правил
межличностных
отношений
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, в том числе с использованием примеров
из родной (башкирской) литературы ;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с использованием примеров
из литературы; активное участие в самоуправлении образовательной
организации, готовность к продолжению гуманитарной деятельности;
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, сопутствующий интерес к познанию
родного ( башкирского ) языка и родной (башкирской) литературы, истории,
культуры Российской Федерации, края их в последнее время изучения
развиваются башкирской литературы, а также русской и зарубежной
литературы;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;
уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных

народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на воплощение
их в башкирской грамоте;
3) духовно-нравственного воспитания:
проявилась ориентация на моральные ценности и нормы в
установленном нравственном выборе с оценкой поведения и поступков
персонажей литературных;
готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и
поступки других людей с политическими и правовыми нормами с учётом
осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства,
в том числе изучаемых литературных проявлений;
осознание важности художественной литературы и культуры как
средств коммуникации и самовыражения;
понимание ценностей отечественного и европейского искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального здоровья:
осознание ценностей жизни с использованием собственного жизненного
и читательского опыта , ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная двигательная активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и других форм вреда для физического
психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе
правил безопасного поведения в Интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовой ситуации и моим
определенным, информационным и политическим условиям, в том числе
осмысляя масштаб опыта и выстраивая дальнейшие цели, умение принимать
себя и других, не осуждая;
уметь осознавать эмоциональное состояние себя и других, основываясь
на примерах из литературных проявлений, уметь управлять своим
эмоциональным состоянием, формировать навыки рефлексии, совершать

свои права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой
поступков литературных героев;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в обеспечении практических задач (в
рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного
края) технологической и социальной направленности, способности
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда переменного
рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и
знакомства с героями на страницах литературных произведений;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развития необходимых для этого умений;
готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду
и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении проявлений
башкирского фольклора и литературы, осознанного выбора и построения
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом
личных и общественных интересов и отношения;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний социальных и производственных
наук для решения задач в области окружающей среды, планирование
последующих действий и оценка их возможных последствий для
окружающей среды;
повышение уровня культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в
том числе сформированное при знакомстве с литературными
произведениями, поднимающими экологические проблемы;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной среды, готовность к
развитию в практической деятельности направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных принципах развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной формацией с
использованием изученных и самостоятельно прочитанных литературных
образов;
владение языковой и читательской культурой как мытье познания мира;

владение необходимыми навыками исследовательской деятельности с
учетом специфики литературного образования, установка на осмысление
опыта, исследования, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного поведения;
9) обеспечение адаптации обучающегося к меняющимся условиям
социальной и природной среды:
Обучение способствует экономическому опыту, основным социальным
ролям, соответствующему возрасту деятельности, нормам и правилам
общественного поведения, формам социальной жизни в группах и
сообществах,
включая
семьи,
группы,
сформированные
по
профессиональной деятельности, а также в рамках постоянного
взаимодействия с людьми из другой культурной среды. , изучение и оценка
социальных ролей персонажей литературных произведений;
способность во переходе в условия неопределённости, открытости
опыта и знаний других, способность действовать в условиях
неопределенности, повышать уровень своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и навыки на
основе опыта других;
навыки установления и связывания образов, способность новых знаний,
в том числе способность формировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее известные, осознавать недостатки хороших
знаний и навыков, планировать свое развитие;
умение оперировать понятиями, терминами и представлениями в
области концепций развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
уметь оценивать свои действия с учетом окружающей среды,
достижения целей и преодоления вызовов, возможные возможные
последствия;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт,
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требуемый контрмер,
оценивать ситуацию стресса, корректировать принятые решения и действия,
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт,
находить позитивное в произошедшей ситуации, быть готовым действовать
при отсутствии гарантий успеха.

В результате изучения родной (башкирской) литературы на уровне
базового общего образования у обучающегося формируются познавательные
универсальные технологические действия, коммуникативные универсальные
технологические действия, регулятивные универсальные технологические
действия, умение совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов
(художественных и учебных текстов, литературных героев и другие) и
явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного
процесса);
устанавливать
существенный
признак
классификации
и
классифицировать литературные объекты по существенному признаку,
устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять
критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над
текстом, предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных
явлений и процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и
индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать
гипотезы об их взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с
разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения,
выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных
критериев).
2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных
универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в
литературном образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать
искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое
исследование по установлению особенностей литературного объекта
изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между
собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную
в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами
оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в
литературных произведениях.
3. У обучающегося будут сформированы умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе литературной и другой информации или данных из источников с
учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
литературную и другую информацию различных видов и форм
представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные
задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями;
оценивать надёжность литературной и другой информации по
критериям,
предложенным
учителем
или
сформулированным
самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку
зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций,
находя аналогии в литературных произведениях, смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и корректно формулировать свои возражения, в ходе учебного
диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы
и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание
общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично
представлять
результаты
выполненного
опыта
(литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях,
анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;
ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его
часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые
варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения
новых знаний об изучаемом литературном объекте;
проводить выбор и брать ответственность за решение.
6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля,
эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части
регулятивных универсальных учебных действий:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в
литературном образовании;
давать оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
объяснять
причины
достижения
(недостижения)
результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, находить позитивное в
произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей,
оценивать соответствие результата цели и условиям;
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого, анализируя примеры из художественной литературы;
регулировать способ выражения своих эмоций;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над
взаимоотношениями литературных героев;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
7. У обучающегося будут сформированы умения совместной
деятельности:
понимать и использовать преимущества командной (парной, групповой,
коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы
на уроках родной (башкирской) литературы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы на уроке родной
(башкирской) литературы, определять свою роль (с учётом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения,
обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;
оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям,
сформулированным участниками взаимодействия на литературных занятиях;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 КЛАСС
Предметные результаты изучения родной (башкирской) литературы. К
окончанию обучения в 5 классе обучающийся учится:
выделить основные жанры башкирского устного народного творчества,
определить тематику и идеи народных сказок, пословиц и поговорок как
основу для развития представленных о нравственных идеалах народа;
изучить смысловой анализ фольклорного и литературного текста на
основе наводящих вопросов, определить тему и основную мысль
произведения;
осознавать суть для башкирского национального сознания культурные и
нравственные смыслы, отражённые в произведениях башкирских писателей и
поэтов, приводить примеры отдельных литературных достижений других
народов;
определить место родной литературы в жизни башкирского народа, ее
общность с литературами других народов, ее особенности;
выявлять моральные и нравственные принципы башкирского народа на
основе поступков героев сказок и литературных произведений;
характер богатства башкирской культуры и литературы, башкирских
национальных традиций в девяти культурных регионах России;
анализировать фольклорные и литературные тексты на основе вопросов
учителя или учебных пособий в учебнике, сопоставляя литературные
произведения с произведениями других искусств, отделять произведения для
самостоятельного чтения.
6 КЛАСС
Предметные результаты изучения родной (башкирской) литературы. К
окончанию обучения в 6 классе обучающийся учится:

определение темы и идеи произведений, популяризация проблематики
башкирских народных песен, преданий и легенд, для развития представлений
об идеале нравственности башкирского народа;
под руководством учителя создавать элементарные историкокультурные комментарии и собственные тексты, интерпретирующие
соответствующий характер в виде ответа на вопрос;
осознать роль образа Салавата Юлаева в башкирской литературе и
фольклоре, русской литературе, место его личности в истории
Башкортостана и России;
характеризовать образы исторических личностей в произведениях
башкирского фольклора и литературы, выявлять отличительные черты
национального характера башкирского народа в произведениях о Великой
Отечественной войне.
7 КЛАСС
Предметные результаты изучения родной (башкирской) литературы. К
окончанию обучения в 7 классе обучающийся учится:
определять род, жанр, тему и идею произведения, предпочитать
проблематику и понимать эстетическое своеобразие башкирских народных
сказок, народных рассказов, песен и частушек, выявлять фольклорные
сюжеты и мотивы в башкирской литературе, осознавать культурные и
нравственные смыслы в произведениях о природе Башкортостана;
иметь представление о башкирском национальном характере, истоках
башкирского патриотизма и героизма в произведениях о защите Родины в
Отечественной войне 1812 года;
пересказывать прочитанное произведение, его сюжет, используя
различные виды пересказов, находиться на вопросах по прочитанному
произведению и самостоятельно формулировать вопросы к тексту;
выбирать произведения для самостоятельного чтения в тематических
курсах на основе собственных предпочтений или рекомендаций;
владеть
элементарными
навыками
проектно-исследовательской
деятельности, оформления и представления ее результатов, владеть
элементарными навыками работы с внешними источниками информации.
8 КЛАСС
Предметные результаты изучения родной (башкирской) литературы. К
окончанию обучения в 8 классе обучающийся учится:

определение род, жанр, тема, идея, основной конфликт произведений,
популярная проблематика и эстетическое своеобразие формирования
исторических героев Башкортостана и России, нравственных идеалов
башкирского народа и народов Российской Федерации, понимание для
башкирского культурных и нравственных смыслов вх о Великой
Отечественной войны и природы родного края;
проводить самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ
фольклорного и литературного текста и воспринимать художественный текст
как обращение автора к читателю, современнику и потомку;
понимать функции теоретико-литературных понятий и самостоятельно
использовать их в процессе анализа и озвучивания;
рассматривать тщательно изученные произведения в рамках историколитературного процесса (определять и учитывать при анализе
принадлежность произведений к историческому времени, определенному
литературному направлению);
создавать
развёрнутые
историко-культурные
комментарии
и
собственные тексты, интерпретирующие данный характер в формате анализа
эпизода, ответа на проблемный вопрос;
самостоятельно
сопоставляет
литературные
произведения
с
произведениями других искусств.
9 КЛАСС
Предметные результаты изучения родной (башкирской) литературы. К
окончанию обучения в 9 классе обучающийся учится:
осознавать ключевые для башкирского национального бытия
культурные и нравственные смыслы в произведениях башкирских писателей
и поэтов;
осмысленно воспринимать литературный конфликт в единстве формы и
содержания, выражать естественный эстетический и художественный взгляд
на идейно-тематическое содержание литературного текста, определять род,
жанр, тему, идею, основные произведения, предложенную проблематику;
объяснить понимание ее нравственно-философской, социальноисторической и эстетической проблематики, выявить языковые особенности
художественного произведения, поэтической и прозаической речи, находить
основные изобразительно-выразительные средства, характерные для
творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
участвовать в беседах и диалогах о прочитанном произведении, в
учебных обсуждениях на литературные темы, соотносить главную позицию с
позицией
автора
и
мнениями
участников
дискуссии,
давать

аргументированную оценку прочитанному и увеличивать свою точку зрения,
используя изученные теоретико-литературные понятия;
Самостоятельно изучайте художественную литературу.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Раздел 1. Осень Башкирское народное
творчество

2

0

0

2

Родные просторы

3

0

0

3

Раздел 2. Зима Пословицы и поговорки,
загадки, песни (повторение и
углубление знаний, полученных в
начальных классах)

2

0

0

4

Произведения о зимней природе

2

0

0

5

Раздел 3. Весна Произведения о весне и
о весеннем труде

2

0

0

6

Победители

2

0

0

7

Раздел 3. Лето Басня

1

0

0

8

Летние дни ждут

3

0

0

17

0

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

6 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Раздел 1. Учение – родник знаний
Здравствуй, школа!

1

0

0

2

Раздел 2. Прожитая жизнь – память
Песнь моя –Башкортостан

1

0

0

3

История земли родной

3

0

0

4

Салават Юлаев

2

0

0

5

Раздел 3. Северные Амуры
Отечественная война 1812 года

1

0

0

6

Раздел 4. Развилистый Уралтау Край мой
– Уралтау

1

0

0

7

Раздел 5. Уходили башкиры на войну
Герои башкирского народа

2

0

0

8

Образцы литературного наследия

1

0

0

9

Раздел 6. Башкирские народные обычаи
В единстве с природой

1

0

0

10

Прошлое в настоящем

2

0

0

11

Раздел 7. Народные поэты и писатели
Башкортостана Народные поэты
Башкортостана

2

0

0

12

0

0

0

13

0

0

0

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

17

0

0

7 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Раздел 1. Завещание предков
1

2
Народные сказки

2

Народные рассказы

2

3

Раздел 2. В дружбе и единстве – сила История
народа в песнях

2

4

Мой прекрасный край

2

0

0

5

Раздел 3. Идет белый-белый снег Белая земля

1

0

0

6

Защитники Отечества

2

0

0

7

Раздел 4. Самое дорогое – мамы! Доброта и
красота

2

0

0

8

Весенняя природа

2

0

0

9

Эхо родной земли

2

0

0

10

0

0

0

11

0

0

0

12

0

13

0
0

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

17

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

8 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

1.Раздел Школа – родник знаний
Путь к знаниям

2

0

0

2

Раздел 2.Осень – трудовая пора и пора
изобилия Хлеб – богатство страны

2

0

0

3

Раздел 3. Учитель – какое прекрасное
слово
Вечная профессия

1

0

0

4

Раздел 4. Салават батыр (6 ч.)Салават
Юлаев в памяти народа

2

0

0

5

Раздел 5. Зима
Зимний пейзаж

2

0

0

6

Раздел 6. Время славы и доблести Путь
к Победе

2

0

0

7

Раздел 7. Бурно приходит весна

3

0

0

8

Раздел 8. Край родной – мой Урал

3

0

1

17

0

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

9 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Раздел 1. Живые родники
Мой родной язык

1

0

0

2

Раздел 2. Край родной
Малая Родина

4

0

0

3

Раздел 3. Славная история
Советы прошлого

4

0

0

4

Раздел 4. Батыр и верный конь
Джигит без коня, как птица без крыльев

5

0

0

3

0

0

17

0

0

5
6

0
Раздел 5. День Победы
Герои Победы
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

1

Башкирское народное творчество.
«Аминбек»,

1

2

«Акъял батыр».

1

3

Родные просторы. Т. Ганиева.
«СтранаУралия».

1

4

Башкирские народные пословицы и
поговорки.

1

5

«Горы Башкортостана» (справка).
«Родная земля» (кубаир).

1

6

Р. Нигмати. «Красивые берега
Агидели».

1

7

Башкирские народные песни

1

8

С.Алибаев.«Зима».

1

9

В. Ахмадеев. «В зимнем лесу».

1

10

Р. Назаров. «Идет весна».

1

11

С. Алибаев. «Кто принес весну?»

1

12

Р. Нигмати. «Слава победителям!»

1

13

В.Исхаков «Медаль и мальчик?».

1

14

Летние дни ждут. З. Муллабаев.
«Щедрое лето».

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

15

З. Хисматуллин. «Лесной гость».

1

16

С. Агиш. «Турыкай»

1

17

Б.Рафиков «Мальчик звездочёт.
Повторение пройденного

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

17

0

0

6 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

1

У. Кинзябулатов. «Учителю».

1

2

Р. Гарипов. «Слава тебе, слава,
Башкортостан!».

1

3

Н. Нажми. «Какой я твой сын?».

1

4

Г. Хусаинов. «Рудопромышленник
Исмаил Тасимов» (отрывок из повести)

1

5

Л. Толстой. «Сколько земли нужно
человеку».

1

6

Башкирские восстания (справка). М.
Идельбаев. «Прощание» (Из книги
«Сын Юлая – Салават»).

1

7

Р. Бикбаев. «Сабля Салавата». С.
Злобин. «Салават Юлаев» (отрывок из
романа).

1

8

Я. Хамматов. «Северные амуры»
(отрывок из романа). Кахымтурэ
(предание о предводителе башкирских
полков в Отечественной войне 1812
года).

1

9

Д. Буракаев. «Уральские горы»
(информация).

1

10

К. Даян. «Генерал Шаймуратов». А.

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Бикчентаев. «Орел умирает налету»
(отрывок).
11

Р. Насыров. «Шакирьян – сын страны»
(по книге «Откуда ты родом,
Матросов?»)

1

12

Башкирское народное творчество
(повторение). Сказки «Урал батыр»,
«Алдар и леший».

1

13

А. Кубагушев. «Вкусна ли воронья
каша?».

1

14

С. Юлаев. «Вместе с Пугачевым»

1

15

М. Акмулла. «Наставления» (отрывок)

1

16

М. Карим (биографическая справка).
«Третий день подряд снег идет».

1

17

Р. Гарипов (биографическая справка).
«Аманат» (отрывок из кубаира).

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

17

0

0

7 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

1

Башкирское устное народное
творчество. Сказки про животных.
Сказка «Лиса-сирота».

1

2

Волшебные сказки. «Золотое яблоко»

1

3

Народные рассказы. Рассказыповерья. «Большая Медведица».
«Луна и Зухра». «Поющие журавли».

1

4

Бытовые рассказы «Гилмияза»,
«Зульхиза».

1

5

Песни о Родине и о дружбе народов.
«Урал» (вариант), «Яйляук».

1

6

Песни об Отечественной войне 1812
года. «Эскадрон», «Любизар». Песни
о кантонах. «Колой кантон»,
«Абдулла ахун».

1

7

М. Гафури. «В цветочном саду»

1

8

М. Карим. «О березовом листе»

1

9

С. Алибай. «Прекрасный день». Г.
Тукай. «Сон земли»

1

10

Р. Шакур. «На посту стоят сыны
страны».

1

11

В. Исхаков. «Душа человека –

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

глубокая река».
12

А. Багуманов (биографическая
справка). «Юламан» (по
произведению «Где ты, генерал?»)

1

13

Г. Зайнашева. «Пою о моей маме». З.
Алтынбаева. «Слово матери».

1

14

А. Бикчентаев. «Глаза раненой
волчицы».

1

15

Р. Нигмати. «Весна пришла, весна!».

1

16

Х. Назар. «Летняя гроза». С. Алибай.
«Призыв дождя»

1

17

К. Аралбай. «Башкирский язык».

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

17

0

0

8 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

1

С. Алибаев. «Школьный путь».

1

2

Н. Мусин. «Урок»

1

3

Р. Ханнанов. «Ценность хлеба».

1

4

Р. Уметбаев. «Поле Амира»

1

5

Р. Гарипов. «Учителю».

1

6

Ф. Рахимгулова. «Салават»

1

7

Я. Хамматов (биографическая
справка). «Салават»

1

8

Ш. Бабич (биографическая справка).
«Зимняя дорога

1

9

Б. Рафиков. (биографическая справка)
«Волки».

1

10

М. Карим. «Ульмясбай».

1

11

Р. Уметбаев. «Шли башкиры на
войну». Теория литературы:
особенности лиро-эпических поэм

1

12

Ш. Биккулов (биографическая
справка). «Советы моей мамы».

1

13

Т. Гиниатуллин. «Мать и дитя»

1

14

Р. Гарипов. «Весенняя песня». З.
Ураксин. «Яблоня».

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

15

К. Аралбай. «Семь слов о земле».

1

16

Ж. Киекбаев. «Кубаир об Урале».

1

17

А. Ягафарова. «Маленький родник».
Повторение

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

17

0

0

9 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

1

Р. Гарипов. «Язык». Б. Бикбай.
«Живые родники».

1

2

К. Шафикова. «Родной край».

1

3

Ф. Акбулатова. «Природа нуждается в
нас» (информация).

1

4

А. Гарифуллина. «Ручеек».

1

5

М. Карим. «Приключения медведя».
В. Гумеров. «Лекарственные растения
в

1

6

А. Биишев. «История и борьба за
свободу башкирского народа».

1

7

Ш. Бабич. (биографическая справка)
«Для моего народа».

1

8

Башкирские шежере, как историколитературные памятники. Шежере
рода Юрматы.

1

9

С. Юлаев. «Сражение». М. Акмулла.
«Целомудрие»

1

10

С. Ярмуллин. «Башкирская лошадь».

1

11

Из истории наших праздников. З.
Аминев. «Башкирский сабантуй».

1

12

М. Ямалетдинов. «Наследие».

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

13

Ш. Бабич. «Кураю». К. Аралбай.
«Знаменитый кураист».

1

14

Р. Хисаметдинова. «Мальчики идут в
армию».

1

15

А. Муратов. «Живая память».

1

16

Н. Наджми (биографическая справка).
«Вы не вернулись в родные края».

1

17

А. Магадиев. «Вернуться с победой».
Повторение

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

17

0

0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».