Родной_башкирский_-язык.ООО.2024

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Управление образования Администрации городского округа город Уфа
Республики Башкорстостан
МАОУ Школа № 129 им.С.И.Зорина
РАССМОТРЕНО
Руководителем МК
МАОУ Школа №129
им.С.И.Зорина
Фаридоновой Р.Г
Протокол №1
от 30 августа 2024 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместителем директора по УВР
МАОУ Школа №129
им.С.И.Зорина
Мироновой О.В.
Протокол №1
от 30 августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директором
МАОУ Школа №129
им.С.И.Зорина
Чугаевой О.А.
Приказ № 170
от 30 августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
( ИД 5679787)
Учебного предмета «родной (башкирский) язык»
для обучающихся 5 – 9 классов

Уфа 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Родной
(башкирский) язык».
Общеобразовательная рабочая программа по учебному предмету «Родной
(башкирский) язык».
Общеобразовательная рабочая программа по учебному предмету
«Родной (башкирский) язык» (предметная область «Родной язык и родная
литература») (далее соответственно – программа по родному (башкирскому)
языку, родной (башкирский) язык, башкирский язык) разработана для
обучающихся, владеющих и (или) слабо владеющих родным (башкирским)
языком, и включает пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы по родному (башкирскому)
языку.
Пояснительная записка отражает общие цели изучения родного
(башкирского) языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания, к определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне
основного общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по родному
(башкирскому) языку включают личностные, метапредметные результаты за
весь период обучения на уровне основного общего образования, а также
предметные результаты за каждый год обучения.
Пояснительная записка.
Программа по родному (башкирскому) языку разработана с целью
оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по
учебному предмету.
Программа по родному (башкирскому) языку направлена на
удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как
инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней.
В содержании программы по родному (башкирскому) языку
предусматривается расширение сведений, имеющих отношение к вопросам
реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования
языка: к многообразным связям родного языка с историей и культурой
народа. Программа по родному (башкирскому) языку отражает

социокультурный контекст существования башкирского языка, в частности
те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную
культурно-историческую обусловленность.
В содержании программы по родному (башкирскому) языку выделяются
следующие содержательные линии: «Речевая деятельность и культура речи»
(направлена на формирование навыков речевого общения), «Основные
сведения о языке. Разделы науки о языке» (направлена на формирование
лингвистической компетенции обучающихся и включает разделы,
отражающие
структуру
башкирского
языка
и
особенности
функционирования языковых единиц).
Содержание курса основывается на изучении базовых языковедческих
понятий, соответствующих основным разделам языка (фонетика, лексика,
морфология, синтаксис), и освоении приёмов работы с языковыми
единицами. Факты башкирского языка преподаются в сравнении с
языковыми явлениями параллельно изучаемого русского языка.
Изучение родного (башкирского) языка направлено на достижение
следующих целей:
совершенствование видов речевой деятельности, коммуникативных
умений и культуры речи на родном языке;
расширение знаний о специфике башкирского языка, основных
языковых единицах в соответствии с разделами науки о языке;
формирование
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном обществе.
Общее число часов, рекомендованных для изучения родного
(башкирского) в 5 классе – 17 часов (0,5 часа в неделю), в 6 классе – 17часов
(0,5 часа в неделю), в 7 классе – 17 часов (0,5часа в неделю), в 8 классе – 17
часов (0,5часа в неделю),

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Родной (башкирский) язык».
5 КЛАСС
Речевая деятельность и культура речи.
Совершенствование коммуникативных способностей обучающихся:
упражнения по орфоэпии башкирского языка.
Ударение. Особенности ударения в башкирском языке.
Работа с текстами произведений устного народного творчества:
выявление и толкование устаревших слов, фразеологизмов.
Монолог. Диалог Полилог. Составление диалога.
Составление предложений с фразеологизмами.
Основные нормы современного башкирского литературного языка.
Традиции и нормы речевого этикета. Слова вежливости.
Устойчивые формулы речевого этикета в общении.
Основные сведения о языке.
Башкирский язык среди тюркских языков.
Разделы науки о языке.
Фонетика: специфические звуки башкирского языка; гласные звуки
башкирского языка (полная характеристика гласных звуков).
Специфические согласные звуки башкирского языка ғ, һ, ң, ҫ.
Особенности использования некоторых букв в составе слова:
препозиции, интерпозиции и постпозиции. Практические упражнения для
закрепления знаний обучающихся по орфографическим нормам башкирского
языка.
Слог. Перенос слова по слогам.
Особенности ударения в башкирском и русском языках. Типы ударений.
Алфавит (повторение). Понятие об алфавите. Башкирский и русский
алфавиты.
Лексика. Лексический состав башкирского языка. Исконно башкирские
слова и заимствования. Понятие о синонимах, антонимах, омонимах в
башкирском языке.
Фразеологические единицы. Функции фразеологизмов. Составление
предложений с фразеологизмами.
Работа с текстами литературных произведений по выявлению
фразеологических единиц и определению их значений.

Морфология. Имя существительное. Имена нарицательные и
собственные.
Имя прилагательное. Качественные имена прилагательные. Условные
имена прилагательные.
Словообразование башкирского языка. Корень слова. Основа.
Окончание. Типы аффиксов: словоизменительные, формообразующие и
словообразующие.
Способы словообразования. Сложные слова. Правописание сложных
слов.
6 КЛАСС
Речевая деятельность и культура речи.
Повторение пройденного в 5 классе: монолог, диалог, полилог.
Фразеологизмы башкирского языка. Устаревшие слова.
Орфоэпические нормы башкирского языка.
Краткая информация о Башкортостане. Ономастика Башкортостана.
Работа с башкирскими топонимическими единицами, наименованиями
растительности. Орфографические упражнения с наименованиями
географических объектов.
Работа с текстами, посвящёнными горе Уралтау.
Работа с текстами этнографического характера.
Ударение. Особенности ударения в башкирском языке: при
присоединении окончаний, в сложных словах, в вопросительных
местоимениях.
Основные сведения о языке.
Башкирский литературный язык.
Разделы науки о языке.
Имя существительное. Падежные формы имён существительных.
Варианты падежных окончаний в башкирском языке. Перевод падежных
форм на русский язык.
Особенности словоизменения существительных в башкирском языке.
Сравнение процессов словоизменения в башкирском языке с аналогичными
явлениями в русском языке.
Изменение имён существительных в башкирском языке по числам и
лицам. Сравнение данного явления с русским языком.
Словообразование имён существительных: производные имена
существительные,
сложные
имена
существительные.
Способы
словообразования в башкирском и русском языках.

Работа с текстами произведений, посвящённых Отечественной войне
1812 года: выявление устаревших слов, военной лексики, фразеологических
единиц.
Категория принадлежности имён существительных. Способы
выражения принадлежности в башкирском и русском языках. Некоторые
особенности функционирования формы принадлежности в башкирском
языке.
Вторичная функция окончаний принадлежности в башкирском языке.
Имя прилагательное. Характеристика имени прилагательного как части
речи в башкирском и русском языках. Степени имён прилагательных:
сравнительная, уменьшительная, превосходная.
Качественные и относительные прилагательные. Функциональная
особенность относительных прилагательных. Словоизменение имён
прилагательных.
Словообразование имён прилагательных. Производные и сложные
прилагательные. Прилагательные в функции производящих основ.
Имя
числительное.
Разряды
числительных:
количественные,
порядковые,
собирательные,
разделительные,
приблизительные
числительные. Словоизменение числительных. Правописание имён
числительных.
Местоимение. Функциональная особенность местоимений. Разряды
местоимений:
личные
местоимения,
указательные
местоимения,
вопросительные
местоимения,
определительные
местоимения,
неопределённые местоимения, отрицательные местоимения.
7 КЛАСС
Речевая деятельность и культура речи.
Лексика: омонимия и паронимия. Виды омонимов. Правильное
использование омонимов в речи.
Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической
сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и
употребление паронимов в речи. Распространённые речевые ошибки‚
связанные с употреблением паронимов в речи.
Башкирская традиционная этикетная речевая манера общения.
Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный)
этикет общения.
Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и
сопровождающие жесты.

Основные сведения о языке. Разделы науки о языке.
Повторение тем по фонетике, словообразованию и морфологии
башкирского языка. Разделение слов на части речи. Изменение имён
существительных. Правописание числительных.
Глагол. Личные и безличные глаголы.
Тематические группы глаголов.
Самостоятельные и вспомогательные глаголы.
Наклонения глаголов. Изъявительное наклонение. Формы времени
изъявительного наклонения.
Синтаксические функции глаголов изъявительного наклонения.
Отрицательные формы глагола.
Повелительное
наклонение
глагола.
Семантические
типы
повелительного наклонения.
Желательное наклонение глагола.
Условное наклонение.
Глагольные формы. Имя действия. Причастие. Временные формы
причастия. Инфинитив. Деепричастие. Формы деепричастия в башкирском
языке.
Наречие. Виды наречий.
Имя числительное в башкирском и русском языках.
Служебные части речи. Союзы, послелоги, частицы. Послелоги в
башкирском и предлоги в русском языках: их функции.
Междометие.
8 КЛАСС
Речевая деятельность и культура речи.
Основные
орфоэпические
нормы
современного
башкирского
литературного языка. Типичные орфоэпические ошибки в современной речи.
Произношение в начале слова гласного [v] вместо [в], правописание
согласных в словах, заимствованных из арабского, персидского и русского
языков. Правильное произношение гласного [и] в конце слова.
Лексика: синонимия, синонимический ряд. Синонимия речевых формул.
Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации.
Основные сведения о языке. Разделы науки о языке.
Повторение пройденного материала в 7 классе: глагол, наречие,
служебные части речи. Способы различия частей речи.

Синтаксис простого предложения. Виды предложений по интонации и
цели высказывания: повествовательное предложение, вопросительное
предложение, побудительно-восклицательное предложение.
Виды связи слов. Сочинительная связь. Подчинительная связь.
Виды синтаксической связи слов в предложении: согласование,
управление, примыкание, изафет. Сравнительный анализ видов связи слов в
башкирском и русском языках.
Строение предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.
Сказуемое. Части речи в функции подлежащего и сказуемого.
Порядок слов в башкирском и русском предложении.
Второстепенные члены предложения. Однородные и неоднородные
определения, их функциональная особенность в предложении.
Дополнение. Части речи в функции дополнения. Прямое дополнение,
косвенное дополнение.
Работа с текстами произведений о Салавате Юлаеве: лексический
анализ, синтаксический анализ.
Обстоятельство. Виды обстоятельств. Обстоятельства образа действия,
времени, места, причины, меры, условия.
Работа с текстами на зимнюю тему.
Односоставные и двусоставные предложения. Нераспространённые
предложения. Распространённые предложения.
Односоставные предложения: определенно-личное, обобщённо-личное,
неопределённо-личное, безличное, назывное.
Полные и неполные предложения.
Обособленные второстепенные члены предложения.
Слова, грамматически не связанные с членами предложения.
Обращения. Вводные слова и вводные предложения.
Прямая речь. Косвенная речь.
9 КЛАСС
Речевая деятельность и культура речи.
Функциональные стили речи. Разговорная речь. Официально-деловой
стиль. Публицистический стиль. Художественный стиль. Учебно-научный
стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.
Культура речи. Употребление иноязычных слов как проблема культуры
речи.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном
произведении.

Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
Текст рекламного объявления, его языковые и структурные
особенности.
Ошибки в речи современного обучающегося.
Этика и этикет общения в Интернете. Этикет переписки в социальных
сетях. Нормы, правила этикета интернет-обсуждения, интернет-диспута.
Основные сведения о языке. Разделы науки о языке.
Лингвистические словари башкирского языка. Академический словарь.
Толковые словари. Фразеологический словарь башкирского языка.
Словарь башкирских народных пословиц и поговорок. Ономастические
словари башкирского языка.
Основные фонетические процессы в башкирском языке.
Проектная работа.
Территориальные особенности разговорного башкирского языка.
Диалектизмы.
Синтаксис.
Слово
и
предложение.
Распространённые
и
нераспространённые предложения.
Синтаксис сложного предложения. Сложносочинённое предложение.
Союзные и бессоюзные сложносочинённые предложения.
Сложноподчинённое предложение. Виды придаточных предложений.
Сложные синтаксические конструкции в башкирском языке.
Планируемые результаты освоения программы по родному
(башкирскому) языку на уровне основного общего образования.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения родного (башкирского) языка на уровне основного
общего образования у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями,
отражёнными в литературных произведениях, написанных на родном
(башкирском) языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том
числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на
родном (башкирском) языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в
образовательной организации;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям,
нуждающимся в ней; волонтёрство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (башкирского)
языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного
(башкирского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны,
других народов России, ценностное отношение к родному (башкирскому)
языку, к достижениям своего народа и своей Родины – России, к науке,
искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе
отражённым в художественных произведениях, уважение к символам России,
государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и
поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства,
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к
самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного
и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная
физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе
правил безопасного поведения в Интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное
состояние других, использовать языковые средства для выражения своего
состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений,
написанных на родном (башкирском) языке, сформированность навыков
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека;
6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода,
в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и
ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей,
уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учётом личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на
экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное
при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими
экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред, готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой,
закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской
культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение
основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать
пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в

группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность
обучающихся
к
взаимодействию
в
условиях
неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, повышать
уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые
знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формировать
новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит
собственных знаний и компетенций, планировать своё развитие;
умение
оперировать
основными
понятиями,
терминами
и
представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать
и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои
действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и
читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов,
требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать
опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым
действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения родного (башкирского) языка на уровне
основного общего образования у обучающегося будут сформированы
познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные
универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, умения совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц,
языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц
(явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого
анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях,
предлагать
критерии для
выявления
закономерностей и противоречий;
выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для
решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых
процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с
разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты
решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно
выделенных критериев.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в
языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между
реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных
задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое
исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в
ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и
их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией
как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
выбирать,
анализировать,
интерпретировать,
обобщать
и
систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах,
схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с
точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём
информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных
задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и
систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом
поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку
зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в
письменных текстах на родном (башкирском) языке;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков;
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа,
выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые
коррективы в ходе его реализации;
проводить выбор и брать ответственность за решение.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля,
эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных
универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого),
самомотивации и рефлексии;
давать оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять
причины
достижения
(недостижения)
результата
деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать
их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать
собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать
соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и
намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;
регулировать способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
У обучающегося будут сформированы умения совместной
деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по
своему направлению и координировать свои действия с действиями других
членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно
сформулированным
участниками
взаимодействия,
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к представлению отчёта перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 КЛАСС
Предметные результаты изучения родного (башкирского) языка. К
концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

характеризовать роль башкирского языка в сохранении культуры и
традиций башкирского народа;
совершенствовать коммуникативные способности путём освоения норм
башкирского литературного языка;
иметь представление об особенностях ударения в башкирском языке,
приводить примеры, сопоставлять с русским языком;
распознавать фразеологические единицы в тексте, понимать их значение
и использовать в связной речи;
определять особенности монолога, диалога и полилога, использовать
данные разновидности речи в речевой деятельности;
иметь представление о других тюркских языках, родственных
башкирскому языку;
характеризовать лексический состав башкирского языка; распознать
исконно башкирские слова тюркского происхождения и иноязычные слова;
распознавать синонимы, антонимы и омонимы в тексте, объяснить их
функции в устной и письменной речи;
определять специфические согласные звуки башкирского языка,
правильно произносить их в устной речи;
иметь представление о башкирском алфавите и его происхождении,
сравнивать с русским алфавитом;
характеризовать имена существительные как знаменательную часть
речи; выделять в текстах имена нарицательные и собственные, правильно их
употреблять в речи;
представлять словообразовательную систему башкирского языка;
выделять корень слова и окончание;
обозначать в структуре слова словоизменительные, формообразующие и
словообразующие аффиксы;
иметь общие представления о способах словообразования в башкирском
языке; выделять сложные слова, иметь представление об их правописании.
Предметные результаты изучения родного (башкирского) языка. К концу
обучения
6 КЛАСС
в 6 классе обучающийся научится:
соблюдать орфоэпические нормы башкирского языка при создании
устных текстов и при решении коммуникативных задач;

иметь представление об ономастической системе Башкортостана;
ориентироваться в топонимии региона, иметь представление о географии
известных топонимов; владеть правописанием топонимов на башкирском и
русском языках;
объяснять особенности ударения в башкирском языке, иметь
представление о просодических явлениях, возникающих при присоединении
окончаний, в структуре сложного слова и в вопросительных местоимениях;
иметь представление об основных признаках имени существительного,
правильно употреблять падежные формы имён существительных в речи;
сравнивать варианты падежных окончаний башкирского языка с формами
русского языка;
выявлять устаревшие слова, военную лексику, фразеологические
единицы в текстах на военно-историческую тематику;
определять в текстах имена существительные в категории
принадлежности, сопоставлять способы выражения принадлежности в
башкирском и русском языках;
характеризовать имя прилагательное как часть речи в башкирском и
русском языках, иметь представление о степени имён прилагательных
(сравнительная, уменьшительная, превосходная) и правильно употреблять в
речи согласно коммуникативным задачам;
характеризовать основные признаки качественных и относительных
прилагательных, обозначать функциональную особенность относительных
прилагательных;
иметь представление об основных способах словообразования имён
прилагательных,
основные
признаки
производных
и
сложных
прилагательных;
определять лексико-грамматические признаки имён числительных,
разряды числительных (количественные, порядковые, собирательные,
разделительные, приблизительные числительные) и использовать их в
письменной и устной речи в соответствии нормами башкирского
литературного языка;
иметь представление о функционально-коммуникативной особенности
местоимений, иметь представления о разрядах местоимений (личные
местоимения, указательные местоимения, вопросительные местоимения,
определительные
местоимения,
неопределённые
местоимения,
отрицательные местоимения), употреблять местоимения в тексте в
соответствии с их значением;

создавать тексты как результат проектной (исследовательской)
деятельности; оформлять и публично представлять результаты проекта
7 КЛАСС
Предметные результаты изучения родного (башкирского) языка. К
концу обучения в 7 классе обучающийся научится:
распознавать явления омонимии и паронимии: различать виды
омонимов, употребление омонимов в письменной и устной речи;
характеризовать природу паронимов, уместно использовать их в тексте;
анализировать
смысловые
различия,
характер
лексической
сочетаемости, способы управления, функционально-стилевую окраску
паронимов;
соблюдать башкирскую традиционную этикетную речевую манеру
общения;
исключать категоричность в разговоре; иметь представление о
невербальном (несловесном) этикете общения;
характеризовать
фонетическую
систему,
словообразование
и
морфологию башкирского языка; иметь представление о критериях деления
слов на части речи;
анализировать изменение имён существительных; использовать имена
числительные в тексте согласно их нормам правописания;
характеризовать глагол как часть речи; распознавать личные и
безличные глаголы, самостоятельные и вспомогательные глаголы;
характеризовать наклонения глаголов; использовать их в речи для
решения коммуникативных задач;
выявлять в тексте формы глагола, указывать их отличительные
признаки, разграничивать формы глагола и других частей речи;
характеризовать наречие как часть речи, распознавать виды наречий;
понимать функцию служебных частей речи; употреблять служебные
части речи в соответствии их грамматическим и лексическим значением;
создавать тексты как результат проектной (исследовательской)
деятельности; оформлять результаты проекта (исследования), представлять
его в устной и письменной форме.
Предметные результаты изучения родного (башкирского) языка. К концу
обучения
8 КЛАСС
в 8 классе обучающийся научится:

иметь представление об основных орфоэпических нормах современного
башкирского литературного языка, распознавать типичные орфоэпические
ошибки в современной речи, употреблять слова с учётом произносительных
и стилистических вариантов орфоэпической нормы;
иметь представление об активных процессах современного башкирского
языка в области произношения исконно башкирских слов, заимствованных
слов из русского, арабского и персидского языков;
характеризовать синонимию, выявлять синонимический ряд в тексте,
использовать словари синонимов, употреблять синонимы в речи в
соответствии с их лексическим значением;
использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе
национального башкирского речевого этикета; соблюдать нормы
башкирского невербального этикета;
характеризовать синтаксис простого предложения, распознавать в
тексте виды предложений по интонации и цели высказывания
(повествовательное
предложение,
вопросительное
предложение,
побудительно-восклицательное предложение – повторение);
распознавать виды связи слов в тексте (сочинительная связь,
подчинительная связь), указывать виды синтаксической связи слов в
предложении (согласование, управление, примыкание, изафет), сравнивать
виды связи слов в башкирском и русском языках;
характеризовать строение предложения в башкирском языке; выделять
главные члены предложения, анализировать порядок слов в предложении в
башкирском и русском языках;
выделять второстепенные члены предложения, указывать однородные и
неоднородные,
анализировать,
их
функциональную
особенность,
использовать второстепенные члены предложения в соответствии с их
функциями;
сравнивать
односоставные
и
двусоставные
предложения,
нераспространённые и распространённые предложения, использовать их в
устной и письменной речи для решения учебных задач;
характеризовать односоставные предложения (определенно-личное,
обобщённо-личное,
неопределённо-личное,
безличное,
назывное);
использовать при составлении диалога, прямой речи и косвенной речи;
создавать тексты как результат проектной (исследовательской)
деятельности; оформлять результаты проекта (исследования), представлять
его в устной и письменной форме.

Предметные результаты изучения родного (башкирского) языка. К концу
обучения
9 КЛАСС
в 9 классе обучающийся научится:
распознавать речевые ошибки и избегать их; анализировать и оценивать
с точки зрения норм современного башкирского языка чужую и собственную
речь; исправлять речь с учётом её соответствия основным нормам
современного башкирского литературного языка;
использовать при общении в Интернете этикетные формы и устойчивые
формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального
речевого этикета; соблюдать нормы башкирского этикетного речевого
поведения в ситуациях делового общения;
соблюдать этикет телефонного и интернет-общения;
иметь представление о функциональных стилях башкирского языка,
определять их коммуникативную особенность;
выделять основные характеристики и функции текста, определять типы
текстов;
характеризовать роль интонации в речевом общении, правильно
подбирать виды интонации в соответствии целями и задачами
коммуникации;
использовать
лингвистические
словари
башкирского
языка,
ономастические словари, указывать их функции и особенности;
распознавать территориальные особенности разговорного башкирского
языка, выделять её признаки;
характеризовать синтаксис сложного предложения, распознавать в
текстах башкирской художественной литературы сложносочинённые
предложения, союзные и бессоюзные сложносочинённые предложения;
иметь
представление
об
особенностях
сложноподчинённого
предложения, определять виды придаточных предложений, анализировать
сложные синтаксические конструкции в башкирском языке и употреблять их
в речи с соблюдением синтаксических норм башкирского языка;
создавать тексты как результат проектной (исследовательской)
деятельности; оформлять результаты проекта (исследования), представлять
его в устной и письменной форме.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

1

Повторение изученного Фонетика
Морфология Синтаксис

4

2

Башкирский язык среди тюркских языко

1

3

Лексика Фразеология

3

4

Фонетическая система башкирского языка

3

5

Алфавит

1

6

Морфология

3

7

Словообразование

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

17

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

6 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

1

Повторение пройденного материала.
Формы речи

1

2

Устаревшие слова. Орфоэпия. Орфография.
Ономастика.

2

3

Ударение

1

4

Имя существительное

2

5

Особенности словоизменения в
башкирском языке

1

6

Словообразование

1

7

Категория принадлежности

2

8

Имя прилагательное

2

9

Имя числительное.

2

10

Местоимение

1

11

Повторение пройденного материала

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

17

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

7 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Всего

1

Омонимы. Паронимы

2

2

Этикет общения

1

3

Повторение тем по фонетике,
словообразованию и морфологии
башкирского языка

3

4

Глагол.

3

5

Отрицательные формы глагола

1

6

Наречие

2

7

Имя числительное

2

8

Служебные части речи

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

17

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

8 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

1

Орфоэпия.

2

2

Лексика. Синонимия. Этика общения

2

3

Синтаксис простого предложения. Виды
предложений по интонации и цели
высказывания (повторение)

3

4

Строение предложения. Главные члены
предложения

2

5

Части речи в функции подлежащего и
сказуемого

2

6

Односоставные и двусоставные
предложения

2

7

Виды односоставных предложений

2

8

Слова, грамматически не связанные с
членами предложения

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

17

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

9 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

1

Наименование разделов и тем
программы

Речь. Текст. Функциональные стили речи

2

Всего

3
0

3

Культура речи Иноязычные слова
Рекламные тексты

2

4

Речевые ошибки

2

5

Этикет телефонного разговора. Интонация
в общении

2

6

Повторение. Порядок слов в предложении

2

7

Диалекты башкирского языка

2

8

Синтаксис сложного предложения

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

17

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

1

Фонетика. Звуки речи башкирского
языка

1

2

Морфология. Глагол.

1

3

Синтаксис. Существительное.

1

4

Предложение. Подлежащее и сказуемое

1

5

Башкирский язык среди тюркских
языков Тюркская языковая семья

1

6

Лексика. Синонимы. Понятие о
синонимах

1

7

Омонимы. Понятие об омонимах

1

8

Лексический состав башкирского языка.
Исконные башкирские слова и
заимствования

1

9

Фонетическая система башкирского
языка. Гласные звуки башкирского языка

1

10

Специфические согласные звуки
башкирского языка

1

11

Слоги.Ударение.Закон сингармонизма

1

12

Алфавит. История создания башкирского
алфавита

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

13

Морфология.Имя
существительное.Имена нарицательные
и собственные.

1

14

Имя прилагательное.Качественные и
условные имена прилагательные.

1

15

Повторение по пройденным темам

1

16

Словообразование

1

17

Типы аффиксов: словоизменительные,
формообразующие и словообразующие

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

17

6 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

1

Повторение пройденного материала.
Монолог Диалог

1

2

Орфоэпия. Орфография. Ономастика.

1

3

Архаизмы. Историзмы.

1

4

Особенности ударения при
словоизменении в башкирском языке

1

5

Имя существительное. Падежные формы
имен существительных.

1

6

Варианты падежных окончаний в
башкирском языке.

1

7

Изменение имен существительных в
башкирском языке по числам и лицам.

1

8

Словообразование.Способы
словообразования.

1

9

Категория принадлежности имен
существительных.

2

10

Имя прилагательное. Степени имен
прилагательных.

1

11

Качественные и относительные
прилагательные.

1

12

Имя числительное.Разряды
числительных.

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

13

Правописание имен числительных

1

14

Местоимение.Разряды местоимений

1

15

Повторение пройденного материала

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

17

7 КЛАСС
№
п/
п

Количество часов
Тема урока

Всег
о

1

Омонимы.Виды омонимов.

2

2

Этикет общения

1

3

Фонетика.Закон сингармонизма.

1

4

Способы словообразования.

1

5

Имя существительное, имя прилагательное.

1

6

Глагол.Личные и безличные глаголы

1

7

Наклонение глагола.
Изьявительное,повеительное,условное,желательн
ое.

1

8

Глагольные формы.
Причастие.Деепричастие.Имя
действия.Инфинитив

1

9

Отрицательные формы глагола.Способы
выражения отрицания в башкирском языке

1

10

Наречие.Разряды наречий.

2

11

Имя числительное.Разряды числительных.

2

12

Служебные части речи.Союзы,

1

13

Служебные части речи.Послелог

1

14

Служебные части речи. Частицы

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

17

Контрольн
ые работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательны
е ресурсы

8 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

1

Орфоэпия.Основные орфоэпические
нормы современного башкирского
литературного языка

2

2

Лексика. Синонимия. Этика общения

2

3

Синтаксис простого
предложения.Повествовательное
предложение, вопросительное
предложение, побудительновосклицательное предложение

3

4

Строение предложения. Главные члены
предложения.Порядок слов в
предложении

2

5

Части речи в функции подлежащего и
сказуемого.Имя существительное как
член предложения Имя прилагательное в
качестве члена предложения.

2

6

Односоставные и двусоставные
предложения.Нераспространенные
предложения

1

7

Распространенные предложения

1

8

Виды односоставных
предложений.Определенно-личное,

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

обобщенно-личное
9

Неопределенно-личное, безличное,
назывное

1

10

Слова, грамматически не связанные с
членами предложения.Обращения.

1

11

Вводные слова, вводные словосочетания и
вводные предложения

1

12

0

13

0

14

0

15

0

16

0

17

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

17

0

0

9 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

1

Речь. Текст. Функциональные стили речи

1

2

Разговорная речь. Анекдот. Шутка

1

3

Официально-деловой стиль. Деловое
письмо

1

4

Культура речи Иноязычные слова

1

5

Текст рекламного объявления, его
языковые и структурные особенности

1

6

Речевые ошибки.Тавтология

2

7

Этикет общения в интернете.Структура
телефонного общения. Выбор интонации

2

8

Порядок слов в предложении. Сравнение
порядка слов в предложении
башкирского и русского языков

2

9

Диалекты башкирского
языка.Диалектизмы.

2

10

Синтаксис сложного
предложения.Сложносочиненное
предложение.

1

11

Союзные и бессоюзные
сложносочиненные предложения

1

12

Сложноподчиненное предложение

1

13

Виды придаточных предложений

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

17

0

0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».