Литературное чтение на родном (башкирском) языке.НОО.2024

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Управление образования Администрации городского округа город Уфа
Республики Башкорстостан
МАОУ Школа № 129 имени С.И. Зорина

РАССМОТРЕНО
Руководителем МК
МАОУ Школа №129
им.С.И.Зорина
Фаридоновой Р.Г
Протокол №1
от 30 августа 2024 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместителем директора по УВР
МАОУ Школа №129
им.С.И.Зорина
Емелевой Е.В
Протокол №1
от 30 августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директором
МАОУ Школа №129
им.С.И.Зорина
Чугаевой О.А.
Приказ № 170
от 30 августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 5078382)
учебного предмета «Литературное чтение на родном (башкирском)
языке».
для обучающихся 1-4 классов

Уфа 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Литературное
чтение на родном (башкирском) языке»
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Литературное
чтение на родном (башкирском) языке» (предметная область «Родной язык и
литературное чтение на родном языке») (далее соответственно – программа
по литературному чтению на родном (башкирском) языке, литературное
чтение на родном (башкирском) языке) разработана для обучающихся,
владеющих и (или) слабо владеющих родным (башкирским) языком, и
включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые
результаты освоения программы по литературному чтению на родном
(башкирском) языке.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Литературное чтение на
родном (башкирском) языке».
Изучение литературного чтения на родном (башкирском) языке направлено
на достижение следующих целей:
развитие читательских умений;
воспитание ценностного отношения к башкирской литературе как
существенной части родной культуры;
включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего
народа;
осознание

исторической

преемственности

поколений,

своей

ответственности за сохранение башкирской национальной культуры.
Программа по литературному чтению на родном (башкирском) языке на
уровне начального общего образования разработана с целью оказания
методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному
предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и
активные методики обучения.

Литературное чтение на родном (башкирском) языке – один из
важнейших учебных предметов начального общего образования, который
обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление
базового умения осмысленно читать, необходимого для успешного изучения
других предметов и дальнейшего обучения, способствует формированию
общей

читательской

грамотности

и

потребности

обучающихся

в

систематическом чтении, закладывает основы интеллектуального, речевого,
эмоционального, духовно-нравственного развития обучающихся. Успешное
освоение курса литературного чтения народном(башкирском)языке, ввиду
наличия межпредметных связей с родным языком, русским языком и
литературным чтением на русском языке, способствует результативному
обучению другим предметам начального общего образования, а также
освоению дисциплины «Родная (башкирская) литература» на уровне
основного общего образования.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА .«Литературное чтение на
родном (башкирском) языке»
1 КЛАСС
Содержание обучения в 1 классе.
В 1 классе предпочтение отдается слушанию: ввиду того, что не все
обучающиеся умеют хорошо читать, развивается навык восприятия
художественных произведений на слух. Рекомендованные тексты читаются
педагогом.
Речевая и читательская деятельность.
Развитие навыка чтения: чтение целыми словами с постепенным
увеличением скорости (беглое чтение). Чтение про себя с воспроизведением
содержания прочитанного. Выработка правильной интонации (понижение и
повышение тона звучащей речи).
Сказка народная и литературная (авторская) (восприятие текстов на
слух). Герой произведения. Способы передачи настроения героя. Диалоги
героев произведения.
Произведения о детях и для детей. Понятия: произведение, тема
произведения (общее представление – чему посвящено, о чём рассказывает),
главная мысль произведения (чему учит, какие качества воспитывает).
Название произведения – особый авторский приём для раскрытия замысла.
Практическое отличие текста от набора предложений.
Восприятие
произведений

о

на

слух

природе.

и

самостоятельное

Иллюстрация

к

чтение

тексту

как

поэтических
отражение

эмоционального отклика на произведение. Выразительное чтение поэзии.
Роль интонации при выразительном чтении. Интонационный рисунок
выразительного чтения: ритм, темп, сила голоса.
Устное народное творчество – малые фольклорные жанры (потешка,
загадка, пословица), их назначение (веселить, потешать, играть, поучать).

Произведения о маме. Восприятие на слух и самостоятельное чтение
поэтических произведений о маме.
Библиографическая культура (работа с детской книгой). Представление
о книге как источнике необходимых знаний. Элементы книги: обложка,
оглавление, иллюстрации.
Круг детского чтения.
Мир вокруг меня.
А. Ягафарова «Һыйырҙың быҙауы бар...» («У коровы есть телёнок…»).
М. Бикбова потешка «Аҡ ҡуян, йомшаҡ ҡуян» («Белый пушистый
зайчик»).
М. Гали загадка «Капелька» («Тамсыҡҡай»).
Ф. Губайдуллина сказка «Кем минең әсәйем? («Кто моя мама?»).
Я и моя семья.
Ф. Тугузбаева стихотворение «8 Марта».
Г. Ситдикова считалка «Түңәрәк» («Круг»).
Ф. Рахимгулова юмористическое стихотворение «Бутҡа бешерҙек»
(«Сварили кашу»).
Мой край – Башкортостан.
М. Гафури стихотворение «Йәй» («Лето»).
Башкирская народная сказка «Төлкө менән бүре» («Лиса и волк»).
Башкирские народные потешки, считалки, загадки.
Творческая деятельность.
Подготовка небольших по объёму выступлений, ответы на вопросы по
содержанию текста. Конструирование текста по предложенному набору слов.
Иллюстрирование

произведения.

Драматизация:

кукольный театр, музыкальные инсценировки.
2 КЛАСС
Содержание обучения во 2 классе.
Речевая и читательская деятельность.

пальчиковый

театр;

Совершенствование

навыка

чтения:

освоение

синтагматического

способа чтения с делением текста на синтагмы (речевые звенья), то есть с
постановкой пауз, выделением ключевых слов. Распространение способа
синтагматического чтения на поэтические тексты.
Прямое

и

переносное

значения

слова.

Слово

поэтическое

и

прозаическое. Слово в лирическом стихотворении.
Слово в юмористическом, шутливом стихотворении. Сравнение как
приём автора, создающий образ.
Виды сказок: о животных, бытовая, волшебная. Форма сказки:
прозаическая и стихотворная. Композиция волшебной сказки: присказка,
зачин, общие места, концовка.
Традиции, быт, культура в башкирских народных сказках. Поступки
героев, отражающие их нравственные качества (отношение к природе,
людям, предметам). Отражение сюжета сказок в иллюстрациях.
Произведения о детях и для детей. Закрепление понятия тема
произведения (общее представление). Понятия: автор, главный герой,
антонимы, синонимы, сравнение (без введения терминов).
Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет;
тема;

герой

произведения.

Структура

текста

произведения

(начало,

концовка), последовательность событий. Особенности стихотворной речи,
сравнение с прозаической: рифма, ритм (практическое ознакомление).
Настроение, которое формирует поэтическое произведение. Отражение
нравственной идеи в произведении: любовь к Родине, природе родного края.
Пословицы о Родине, о родном крае и природе.
Темы поэтических произведений: звуки и краски природы, времена
года, человек и природа; Родина, природа родного края.
Произведения о братьях наших меньших. Осознание нравственноэтических понятий: любовь к животным, забота о них.

Характеристика героя: внешность, поступки, речь, взаимоотношения с
другими героями произведения. Авторское отношение к герою.
Произведения о маме. Восприятие на слух и самостоятельное чтение
произведений разного жанра о маме. Осознание нравственно-этических
понятий: чувство любви как привязанность одного человека к другому
(матери – к ребёнку, детей – к матери, человека – к близким людям),
проявление любви и заботы о родных людях.
Библиографическая культура (работа с детской книгой). Обложка,
автор, оглавление, иллюстрации как элементы ориентировки в книге.
Использование тематического каталога при выборе книг в библиотеке.
Круг детского чтения.
Мир вокруг меня.
Ф. Рахимгулова считалка «Мин бер бөртөк малай» («Я один мальчик»).
Ф. Тугузбаева стихотворение «Мин – уҡыусы» («Я – ученик»).
С. Алибаев скороговорка «Беҙҙең мәктәптә һәйбәт» («В школе нашей
хорошо»).
Г. Гумер считалка «Нисә алма?» («Сколько яблок?»).
Ф. Тугузбаева стихотворение «Аҙна көндәре» («Дни недели»).
З. Хадыева стихотворение «Һәр һөнәр ҙә яҡшы» («Все профессии
хороши»).
С. Рахматуллин стихотворение «Ауырыным» («Заболел»).
Я и моя семья.
М. Хисматуллина стихотворение «Наша семья».
Р. Ураксина песня «Это – я».
А. Ягафарова чистоговорка «Я проснулся!».
Р. Нигматуллин считалка «Әгәр тырышһаң» («Если постараться»).
К. Киньябулатова стихотворение «Бәлеш бешерҙем» («Испекла пирог»).
Г. Ситдикова загадка «Өйҙә нисә әсәй?» («В доме сколько мам?»).
Мой край – Башкортостан.

Х. Шабанов чистоговорка «Китап» («Книга»).
Ф. Рахимгулова стихотворение «Өфө буйлап экскурсия» («Экскурсия по
Уфе»).
А. Игебаев стихотворение «Аҡтүш» («Белогрудка»).
М. Гали стихотворение «Матур һүҙ» («Красивое слово»).
К. Даян песня «Шыршы матур» («Ёлка красива»).
Ф. Мухамедзянов загадка «Ҡышҡы һыуыҡ» («Зимняя стужа»).
Т. Искандарова песня «Ҡар яуа» («Снег идёт»).
Н. Сладков рассказ «Тылсымлы кәштә» («Волшебная полка») (перевод
А. Ягафаровой).
Р. Гарипов стихотворение «Сыйырсыҡ» («Скворец»).
М. Карим стихотворение «Осоп кил инде!» («Прилетай скорей!»).
Н. Мусин рассказ «Урманда» («В лесу») (отрывок из повести).
Башкирская народная сказка «Эт үҙенә нисек хужа тапты?» («Как собака
нашла хозяина?»).
Загадки, чистогоровки, считалки, пословицы о родине, природе, семье,
профессиях.
Творческая деятельность.
Составление викторин, кроссвордов, головоломок по прочитанным
произведениям. Проведение соревнований по их разгадыванию.
Драматизация произведения в форме чтения по ролям и коллективной
декламации, в виде пантомимы, проявляя в единстве движения и слова текста
(разыгрывание сцен в классе в условиях воображаемой обстановки, или на
сцене с декорациями). Распределение ролей актеров, режиссёра, художникадекоратора.

Осознанное

восприятие

содержания

видеороликов

с

сопоставлением увиденного с прочитанным текстом.
Интерпретация произведения в выразительном чтении. Пересказ
произведения близко к тексту. Придумывание продолжения читаемого
произведения, то есть его конец.

Сочинение сказки-небылицы, соблюдая её структуру: присказка, зачин,
общие места, концовка (по предложенному образцу). Оформление сказки в
формате книжки-малышки.
3 КЛАСС
Содержание обучения в 3 классе.
Речевая и читательская деятельность.
Совершенствование навыка чтения: чтение прозаического текста без
предварительной

подготовки,

чтение

поэтического

текста

после

предварительной подготовки (коллективно или индивидуально).
Формирование навыка чтения про себя на основе многократного
перечитывания текста в процессе его литературного анализа.
Произведения о Родине, родном крае и природе. Отражение в
произведениях нравственно-этических понятий: любовь к Родине, родному
краю, Отечеству. Анализ заголовка, соотнесение его с главной мыслью и
идеей произведения. Отражение темы Родины в изобразительном искусстве.
Шуточные фольклорные произведения – скороговорки, считалки.
Особенности скороговорок, их роль в речи. Ритм и счёт – основные средства
выразительности и построения считалки. Понятия: песня, кубаир, бытовая
сказка, волшебная сказка, олицетворение, эпитет. Народные песни, их
особенности.
Сказка как выражение народной мудрости. Бытовая сказка: герои, место
действия, особенности построения и языка. Диалог в сказке. Понятие о
волшебной сказке (общее представление): наличие присказки, постоянные
эпитеты, волшебные герои. Составление плана сказки.
Жанровое многообразие произведений о животных (песни, загадки,
сказки, рассказы, стихотворения; произведения по выбору).
Знание

структуры

произведения:

начало

текста,

концовка,

последовательность событий. Деление на абзацы и составление плана
произведения.

Выражение собственного отношения к поступкам главного героя.
Звуки и краски родной природы в разные времена года. Тема природы в
разные времена года (осень, зима, весна, лето) в произведениях литературы.
Эстетическое восприятие явлений природы (звуки, краски времён года).
Средства выразительности при описании природы: сравнение, олицетворение
и эпитет. Настроение, которое создаёт пейзажная лирика. Тема дружбы в
художественном произведении. Отражение в произведениях нравственноэтических понятий: дружба, терпение, уважение, взаимопомощь. Главная
мысль произведения. Герой произведения (закрепление понятия главный
герой), его характеристика (портрет), оценка поступков.
Нравственно-этические понятия: отношение человека к животным
(любовь

и

забота).

Знакомство

с

художниками-иллюстраторами,

анималистами (без использования термина).
Тема семьи, детства, взаимоотношений взрослых и детей в творчестве
писателей и фольклорных произведениях.
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной
литературой). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги:
оглавление,

аннотация,

иллюстрации.

Выбор

книг

на

основе

рекомендательного списка. Закрепление умения пользоваться тематической
картотекой библиотеки.
Умение

находить в

Интернете

необходимую

информацию

для

выполнения проектных работ.
Круг детского чтения.
Мир вокруг меня.
К. Кинзябулатова считалка «Һин ҡайҙан?» («Откуда ты родом?»).
З. Хисматуллин рассказ «Уҡыуҙа ярҙам» («Помощь в учёбе»).
М. Карим повесть «Мәктәп хәтирәләре» («Воспоминания о школе»)
(отрывок).
А. Ягафарова чистоговорка «Ҡайсылар уйнай» («Ножницы играют»).

Г. Юнусова рассказ «Рәсем төшөрәбеҙ» («Рисуем»).
В. Исхаков рассказ «Минең хыялым» («Моя мечта»).
Ф. Рахимгулова стихотворение «Йөҙ юл» («Сто дорог»).
Я и моя семья.
Р. Низамов рассказ «Йомшаҡ ҡулдар» («Пушистые руки»).
Ы. Исламгулова рассказ «Әсәйемә ярҙам итәм» («Помогаю маме»).
Р. Байбулатов рассказ «Атайыма ярҙам итәм» («Помощь отцу»).
Ф. Хисаметдинова статья «Нимә ул шәжәрә?» («Что означает
"шэжэрэ?"») (отрывок).
А. Вахитова стихотворение «Тыуған көн» («День рождения»).
М. Карим повесть «Нимә ул тәбиғәт?» («Что такое природа?»)
(отрывок).
Мой край – Башкортостан.
Т. Давлетбердина рассказ «Мәктәп йылдары» («Школьные годы»).
Башкирская народная сказка «Әминбәк» («Аминбек») (отрывок).
Ф. Тугузбаева Стихотворение «Матур баш ҡалам» («Красавица моя
столица»).
Р. Бикбаев рассказ «Салауат Юлаев һәйкәле» («Памятник Салавату
Юлаеву»).
Ф. Исянгулов рассказ «Өфө урамдары буйлап» («По улицам Уфы»).
Г. Рамазанов, стихотворение «Башҡортостан – бай ил». («Башкортостан
– край богатый»).
Ф. Губайдуллина рассказ «Ҡурайсы Йомабай Иҫәнбаев» («Кураист
Йомабай Исянбаев»).
Русская народная сказка «Төлкө һәм торна» («Лиса и журавль»).
Башкирская народная песня «Түңәрәк күл» («Озеро круглое»).
Е. Кучеров рассказ «Ҡанатлы дуҫтар» («Пернатые друзья») (перевод Ф.
Губайдуллиной).
С. Муллабаев стихотворение «Йомарт йәй» («Щедрое лето»).

Кубаир «Минең Уралым» («Мой Урал»).
Р. Бикбаев рассказ «Бөйөк Еңеү» («Великая Победа»).
З. Махмуто сказка «Дүрт миҙгел» («Четыре сезона»).
Творческая деятельность.
Составление сказочных объявлений и телеграмм.
Презентация произведения. Презентация книги.
Создание
юмористического

«виртуального»
стихотворения

мультфильма-сказки
(после

предварительно

по

тексту

проведенной

работы). Распределение ролей художника-анималиста, режиссера, оператора
и актера, озвучивающего текст.
Создание текстов небольшого объёма по заданной тематике на основе
анализируемых произведений (текст-описание, текст-повествование).
Ведение записей о прочитанном в дневнике. Обучающийся записывает
имена главных действующих лиц.
Выполнение краткосрочных проектов: «Мой город или моя деревня»,
«Что означает мое имя?» и другие.
Составление ребусов и кроссвордов по названиям рек, городов, гор и
озер Башкортостана.
4 КЛАСС
Содержание обучения в 4 классе.
Речевая и читательская деятельность.
Чтение вслух любого прозаического и поэтического текста. Чтение
публицистического текста. Чтение информативного учебного текста.
Чувство любви к Отечеству, сопричастность к прошлому и настоящему
своей страны и родного края – главные идеи, нравственные ценности,
выраженные в произведениях о Родине.
Роль и особенности заголовка произведения (закрепление). Репродукции
картин как иллюстрации к произведениям о Родине. Использование средств

выразительности при чтении вслух: интонация, темп, ритм, логические
ударения.
Понятия: «кулямас», «эпос», «композиция произведения» (начало,
завязка, кульминация, развязка, эпизод), метафора.
Малые жанры фольклора: кулямас – жанр башкирского фольклора,
шуточное прозаическое произведение с неожиданным, парадоксальным
финалом.
Различия между народной и авторской песней. Чувства, которые
рождают песни. Темы песен.
Кубаир и эпос как народный песенный сказ о важном историческом
событии. Характеристика эпоса – героического песенного сказа, его
особенности (тема, язык). Эпос «Урал батыр» – древний памятник
башкирской словесности. Язык кубаира и эпоса, устаревшие слова, их место
в современной лексике. Репродукции картин как иллюстрации к эпизодам
фольклорного произведения.
Лирические произведения как способ передачи чувств людей, автора.
Отзывы к литературным произведениям.
Картины природы в произведениях поэтов и писателей. Картины
природы в произведениях поэтов и писателей: Г. Юнусовой, Р. Нигмати, М.
Гафури, Ф. Тугызбаевой и других. Пейзаж в творчестве художников (А.
Бурзянцева, А. Лутфуллина и других.) как иллюстрация к лирическому
произведению. Сравнение средств создания пейзажа в тексте-описании
(эпитеты, сравнения, олицетворения), в изобразительном искусстве (цвет,
композиция).
Рассказ как повествование: связь содержания с реальным событием.
Структурные части произведения (композиция): начало, завязка действия,
кульминация, развязка. Эпизод как часть рассказа. Различные виды планов.
Повесть – один из видов эпического произведения.

Произведения о детях. Герой художественного произведения: время и
место проживания, особенности внешнего вида и характера. Историческая
обстановка как фон создания произведения: судьбы сельских детей, дети на
войне. Основные события сюжета, отношение к ним героев произведения.
Оценка нравственных качеств, проявляющихся в военное время.
Юмористические произведения. Комичность как основа сюжета. Герой
юмористического

произведения.

Средства

выразительности

в

тексте

юмористического содержания: художественное преувеличение.
Библиографическая культура. Правила юного читателя. Книга как
особый вид искусства. Использование соответствующих возрасту словарей и
энциклопедий, содержащих сведения о башкирской культуре.
Общее представление о первых книгах на Руси: первая славянская
азбука Кирилла и Мефодия. Первые рукописные книги башкир и татар:
поэма Кул Гали «Кисса-и Йусуф». Первый «Букварь для башкир» В.В.
Катаринского (1892 год).
Осознание нравственно-этических понятий: друг, дружба, забота, труд,
взаимопомощь.
Литературоведческая пропедевтика. Практическое использование при
анализе текста изученных литературных понятий.
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие
фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, кубаир, стихотворение.
Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема;
герой

произведения;

портрет;

пейзаж;

ритм;

рифма.

Национальное

своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.
Круг детского чтения.
Мир вокруг меня.
З. Биишева стихотворение «Хәйерле көн!» («Добрый день!»).
Ф. Тугузбаева рассказ «Тәмле һүҙҙәр» («Вкусные слова»).

В. Осеева рассказ «Тылсымлы һүҙҙәр» («Волшебные слова») (перевод А.
Ягафаровой).
Н. Игезъянова рассказ «Уҡыу – ул хеҙмәт!» («Учение – это труд!»).
М. Гали считалка «Сәғәт нимә ти?» («Что говорят часы?»).
Р. Гарипов стихотворение «Тыуған тел – һинең донъяң» («Родной язык
– твой мир!»).
З. Биишева рассказ «Талҡаҫ күле» («Озеро Талкас»).
М. Гафури рассказ «Аҡ күл» («Белое озеро»).
«Шихандар

– тәбиғәт ҡомартҡылары»

(«Шиханы

– памятники

природы») (научно-познавательный текст из «Башкирской энциклопедии»).
Я и моя семья.
Р. Нигмати Поэма «Нимә ул Ватан?» («Что такое Отечество?»)
(отрывок).
Р. Фахретдинов Рассказ «Тәрбиәле бала» («Воспитанный ребёнок»).
Картины народного художника А. Лутфуллина: «Өс ҡатын» («Три
женщины»), «Әсәйем портреты» («Портрет матери») (ознакомление для
описания).
А. Рамазанова рассказ «Ялҡаулыҡ кешене боҙа» («Лень портит
человека»).
Башкирская народная сказка «Олатайым васыяттары» («Завещание
дедушки»).
М. Салимов юмористический рассказ «Алдашыу – насар ғәҙәт» («Обман
– не к лицу»).
Мой край – Башкортостан.
Л. Ихсанова «Башҡортостан – йырҙар иле» («Башкортостан – страна
песен») (научно-популярный текст).
Песня «Шаймуратов генерал» (слова К. Даяна, музыка З. Исмагилова).
Р. Афлятунов рассказ «Башҡорт бейеүе» («Башкирский танец»).

В. Власов «Башҡорт балы» («Башкирский мёд») (научно-популярный
текст).
«Ҡымыҙ» («Кумыс») (научно-популярный текст из «Башкирской
энциклопедии»).
Башкирская народная сказка «Ҡурай» («Курай»).
«Асылыкүл – Башҡортостан ынйыһы» («Асылыкуль – жемчужина
Башкортостана») (научно-популярный текст).
Башкирская народная сказка «Ирәндек» («Ирандык»).
Эпос «Урал батыр» (отрывок).
Кубаир «Уралда» («На Урале») (отрывок).
Кулямас – жанр башкирского фольклора.
Творчество

художника

А.

Бурзянцева.

Пейзажи

«Ҡариҙел»,

(«Караидель»), «Ҡыш, һау бул!» («Прощай, зима!») (ознакомление для
описания).
«Башкирские города» (научно-популярный текст).
М. Карим «Ҡайын япрағы тураһында» («О берёзовом листке») (отрывок,
1 часть).
Загадки, пословицы, считалки, чистогоровки, скороговорки.
Творческая деятельность
Уточнение

модели

изобразительных

средств.

Сочинение

и

редактирование текстов по заданной тематике на основе анализируемых
произведений: текст-описание; текст-повествование, текст-рассуждение.
Прогнозирование развития сюжета рассказа. Создание отзыва, развёрнутого
ответа на вопрос, в котором содержится оценка поступков персонажа.
Интерпретация произведения в выразительном чтении. Придумывание
продолжения читаемого произведения.
Конструирование текста по предложенному плану; составление модели
рассказа с портретом персонажа, создание портрета по модели.

Портфолио творческих работ. Презентация любого продукта творческой
деятельности обучающегося и группы обучающихся.
Составление текста по прочитанному произведению.
Создание собственного устного или письменного текста на основе
художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для
разных адресатов), с использованием серий иллюстраций к произведению
или на репродукции картин художников.
Составление кроссвордов, ребусов, головоломок и другие.
Выполнение проектов: «Мой любимый герой», «Национальная одежда
башкир»,

«Рецепты

Башкортостана».

моей

бабушки»,

«Природные

памятники

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения литературного чтения на родном (башкирском)
языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине – России, в том
числе через изучение родного языка и родной литературы, являющихся
частью историии культуры страны;
проявление уважения к традициям и культуре своего и других народовв
процессе восприятия и анализа художественных произведений и творчества
народов России;
осознание

своей

этнокультурной

и

российской

гражданской

идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в
том числе при работе с художественными произведениями;
уважительное отношение к другим народам многонациональной России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах
и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
2) духовно-нравственного воспитания:
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том
числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и
чувств);
осознание

этических

понятий,

оценка

поведения

и

поступков

персонажей художественных произведений в ситуации нравственного
выбора;

выражение

своего

посредствомнакопления

видения
и

мира,

систематизации

индивидуальной
литературных

позиции

впечатлений,

разнообразных по эмоциональной окраске;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с
использованием недопустимых средств языка);
3) эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности;
4)

физического

воспитания,

формирования

культуры

здоровьяи

эмоционального благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде
дополнительной информации, в том числе на уроках литературного чтения
на родном (башкирском) языке;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и
соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
5) трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям
(в том числе через примеры из художественных произведений).
6) экологического воспитания:
бережное

отношение

к

природе

посредством

художественных произведений;
неприятие действий, приносящих вред природе;

примеров

из

7) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной
картине мира, понимание важности слова как средства создания словеснохудожественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
потребность

в

самостоятельной

читательской

деятельности,

саморазвитии средствами башкирской литературы, развитие познавательного
интереса,

активности,

инициативности,

любознательности

и

самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной
литературы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения литературного чтения на родном (башкирском)
языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут
сформированы
коммуникативные

познавательные
универсальные

универсальные
учебные

учебные

действия,

действия,

регулятивные

универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные тексты по теме, главной мысли, жанру,
соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для
сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов;
объединять части объекта, объекты (тексты) по заданному признаку;
определять

существенный

признак

для

классификации,

классифицировать произведения по темам, жанрам;
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета
(композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий
(сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической
задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорногои
художественного

текста,

при

составлении

плана,

пересказе

текста,

характеристике поступков героев.
У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

базовые

исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
с помощью учителя формулировать цель;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведенного анализа текста (классификации, сравнения,
исследования);
прогнозировать

возможное

развитие

процессов,

событий

и

их

последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией
как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
(словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать

достоверную

и

недостоверную

информацию

самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её
проверки (с помощью словарей, справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей и (или) законных
представителей)

правила

информационной

безопасности

при

поиске

информации в Интернете;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую,
информацию в соответствии с учебной задачей;

понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем,
самостоятельно создавать схемы, таблицы по результатам работы с текстами.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные (описание, рассуждение, повествование) и письменные
(повествование) тексты;
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части
регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха или неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых
ошибок.
У

обучающегося

деятельности:

будут

сформированы

умения

совместной

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с
учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на

основе

предложенного

формата

планирования,

распределения

промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать
действия по её достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания по литературному чтению на
родном (башкирском) языке с использованием предложенного образца.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
Предметные результаты изучения литературного чтения на родном
(башкирском) языке. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
понимать ценность чтения для решения учебных задач и применения в
различных жизненных ситуациях; осознавать важность чтения для личного
развития;
находить в художественных произведениях отражение нравственных
ценностей, традиций, элементов быта башкирского народа;
владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение
целыми словами, читать осознанно вслух целыми словами без пропусков и
перестановок букв и слогов доступные для восприятия и небольшие по
объёму произведения в темпе не менее 30 слов в минуту (без отметочного
оценивания);
практически отличать текст от набора предложений;

читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм
не менее 2 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в
разные времена года;
различать прозаическую и стихотворную речь;
выражать свой эмоциональный отклик на содержание произведения в
виде рисунка;
различать отдельные жанры фольклора и художественной литературы
(загадки, пословицы, потешки, сказки, поэтическое произведение);
понимать содержание прослушанного или прочитанного произведения,
отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения;
соотносить заглавие произведения с его содержанием;
иметь представление об элементах интонации (речевом звене, ключевом
слове, паузе, ритме);
определять эмоциональные оттенки интонации в произведении (радость,
грусть, равнодушие, печаль, тревогу и другие);
выделять в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе
произведения персонажей, события, эмоционально окрашенные слова в
тексте;
пересказывать кратко эпизод произведения, перечисляя события;
различать жанры сказки, юмористического стихотворения, рассказа;
объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря в
учебнике);
участвовать

в

обсуждении

прослушанного

или

прочитанного

произведения (отвечать на вопросы о впечатлении от произведения,
использовать в беседе изученные литературные понятия (тема, главная
мысль произведения, заголовок, содержание произведения, сказка народная,
сказка авторская), подтверждать свой ответ примерами из текста);
соблюдать ритм, темп, силу голоса при выразительном чтении
поэтического произведения;

составлять высказывания по содержанию произведения (не менее 3
предложений) по заданному алгоритму;
сочинять небольшие тексты по предложенному началу и другие (не
менее 3 предложений);
ориентироваться в книге или учебнике по обложке, оглавлению,
иллюстрациям;
выбирать книги для самостоятельного чтения по совету взрослого и с
учётом рекомендательного списка.

2 КЛАСС
Предметные результаты изучения литературного чтения на родном
(башкирском) языке». К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
осознавать значимость чтения родной башкирской литературы для
познания себя, мира, национальной истории и культуры;
применять опыт чтения произведений башкирской литературы для
речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного
или прочитанного текста;
определять сходства и различия между народной и литературной
сказками;
выражать свое отношение к поступкам героев, видеть нравственные
качества героев (отношение к природе, людям, предметам);
владеть понятиями автор, главный герой, антонимы, синонимы,
сравнение;
определять структуру текста произведения (начало, концовка) и
ориентироваться в последовательности событий;
определять единую тему в произведениях разного жанра: поэтическое
произведение, сказка, загадка, пословица;
использовать

словарь

информации о значении слова;

учебника

для

получения

дополнительной

характеризовать героя в произведениях: внешность, поступки, речь,
взаимоотношения с другими героями произведения;
осознавать нравственно-этические понятия: любовь к животным, забота
о них; чувство любви как привязанность одного человека к другому;
читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить
поступки героев с нравственными нормами;
читать

вслух

и

про

себя,

владеть

элементарными

приёмами

интерпретации художественных и учебных текстов (выделять эпизод в
тексте, выразительно читать слова героя, строить диалог, драматизировать,
реконструировать текст, дополняя его событиями);
различать особенности стихотворной речи и сравнивать с прозаической
(наличие или отсутствие рифмы, ритма);
указывать на настроение, которое выражает поэтическое произведение;
различать в произведении сочетание реалистических событий с
необычными, сказочными, фантастическими;
понимать авторское отношение к герою;
различать поэтическое произведение (стихотворную речь), сказку,
загадку, пословицу;
определять композицию волшебной сказки (присказка, зачин, общие
места, концовка);
узнавать отражение сюжета сказок в иллюстрациях;
определять образные средства языка сказки: преувеличение, повторы,
сравнения;
определять вид народной сказки (о животных, бытовую, волшебную) и
авторскую сказку о волшебстве по характерным признакам;
определять рифму и ритм в стихотворных произведениях;
определять синтагмы (речевые звенья) поэтического текста для
интонирования наизусть (коллективно и индивидуально);

определять композицию (построение) сказки (народной и авторской);
определять отношение автора к персонажу, главную мысль сказки в
ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения;
раскрывать смысл предложенных в учебнике пословиц, соотносить их с
содержанием прочитанного произведения;
пересказывать фрагмент произведения близко к тексту;
участвовать в обсуждении прослушанного или прочитанного текста,
доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;
выделять особенности быта, традиции, обычаи в башкирских народных
сказках;
соотносить впечатления от прочитанных и прослушанных произведений
с впечатлениями от других видов искусства;
составлять викторины, кроссворды, головоломки по прочитанным
произведениям;
придумывать продолжение и свою концовку читаемого произведения;
использовать тематический каталог при выборе книг в библиотеке.

3 КЛАСС
Предметные результаты изучения литературного чтения на родном
(башкирском) языке». К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
читать

прозаический

текст

без

предварительной

подготовки,

поэтический текст после предварительной подготовки (коллективно или
индивидуально);
осознавать коммуникативно-эстетические возможности башкирского
языка на основе изучения произведений башкирской литературы;
осознавать родную литературу как национально-культурную ценность
народа, как средство сохранения и передачи нравственных ценностей и
традиций;
давать нравственную оценку поступкам героев и обосновывать её;

владеть

элементарными

приёмами

интерпретации

и

анализа

художественных, научно-популярных и учебных текстов (самостоятельное
выделение основной мысли целого текста или его фрагмента, выделение
главной и второстепенной информации, ответ на поставленный в тексте
проблемный вопрос, выявление разных жизненных позиций героев,
сопоставление

их

позиций

с

собственными

убеждениями,

создание

иллюстраций к тексту);
пересказывать (устно) содержание произведения с соблюдением
последовательности событий, с использованием предложенных ключевых
слов, вопросов, рисунков, предложенного плана;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, правильно
расставляя ударения;
различать лирические и юмористические поэтические произведения;
определять жанры (сказка, скороговорка, считалка, песня, загадка,
рассказы стихотворения) по характерным признакам;
определять

структуру

произведения:

начало

текста,

концовка,

последовательность событий. Делить на абзацы и составлять план
произведения;
определять с пониманием понятия: главная мысль произведения; герой
произведения (закрепление понятия главный герой), его характеристика
(портрет), оценка поступков;
выражать собственное отношение к поступкам главного героя;
выделять

в

произведениях,

предложенных

учебником,

примеры

сравнений, олицетворений и эпитетов;
сравнивать отражение пейзажной лирики в картинах художников;
определять отражение в произведениях нравственно-этических понятий,
как дружба, терпение, уважение, взаимопомощь, любовь и забота;
понимать

роль

художников-иллюстраторов,

анималистов

(без

использования термина), помогающих раскрытию содержания произведения;

восстанавливать порядок событий в произведении (по предложенным
пунктам плана);
отличать

художественный

текст

от

научно-популярного

по

существенным признакам;
создавать небольшой текст на заданную тему, редактировать его;
вести записи в читательском дневнике об авторе, названии, теме и
персонаже самостоятельно прочитанного произведения;
овладевать понятиями «шэжэрэ», «кубаир», «эпитет», «аннотация»,
«портрет главного героя»;
участвовать в обсуждении прослушанного или прочитанного текста,
доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;
прогнозировать содержание произведения по заглавию, иллюстрации,
отрывку;
самостоятельно формулировать вопросы к тексту;
пользоваться справочными источниками для понимания текста и
получения дополнительной информации;
создавать краткосрочные проекты: «Мой город или Моя деревня», «Что
означает мое имя?»;
составлять ребусы и кроссворды по названиям рек, городов, озер и гор
Башкортостана;
пользоваться тематической картотекой библиотеки;
создавать сказочные объявления и телеграммы;
создавать виртуальные видеоролики по тексту юмористического
стихотворения (после предварительно проведенной работы).
4 КЛАСС
Предметные результаты изучения литературного чтения на родном
(башкирском) языке. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
осознавать значимость чтения башкирской литературы для личного
развития; для культурной самоидентификации;

определять

жанровые

признаки

рассказа,

повести,

лирического

стихотворения, песни, кулямаса, кубаира и эпоса;
определять

ритмический

рисунок

стихотворного

произведения,

особенностей лирического героя;
сравнивать два (и более) литературных отрывка с целью выявления
основной проблематики произведения, определения авторских средств
создания образа и определения авторской позиции по отношению к объекту
описания;
на

основе

самостоятельного

анализа

восстанавливать

историю

персонажа, этапы развития действия в произведении;
различать по общим признакам художественные и нехудожественные
произведения, тексты эпического, лирического родов литературы;
различать особенности учебного, познавательного текста;
определять тему и главную мысль произведений, отнесенных к
детскому кругу чтения;
в

ходе

произведению,

групповой

работы

инсценировать

создавать

сценарии

по

фрагмент

произведения,

эпическому
создавать

презентацию какого-либо замысла;
выразительно читать наизусть поэтические и прозаические тексты,
создавая в чтении индивидуальный образ того, о чем написано в тексте;
создавать отзывы на заданную тему;
редактировать собственный текст;
пересказывать сюжет самостоятельно прочитанного произведения из
детского круга чтения;
сравнивать средства создания пейзажа в тексте-описании (эпитеты,
сравнения, олицетворения), в изобразительном искусстве (цвет, композиция);
различать народную и авторскую песню;
определять чувства, которые рождают песни;

различать понятия: эпос, композиция произведения (начало, завязка,
кульминация, развязка, эпизод), метафора;
определять понятие «кулямас», как малого жанра в башкирском
фольклоре;
различать особенности кубаира и эпоса как народного песенного сказа о
важном историческом событии в жизни народа;
понимать значения лирических произведений как способа передачи
чувств людей, автора; пейзажа в творчестве художников как иллюстрация к
лирическому произведению;
пересказывать сюжет произведения выборочно (в соответствии с
заданием);
самостоятельно работать с книгой, обращаясь к выходным данным
книги для поиска необходимого произведения;
ориентироваться в мире литературных текстов, иметь представление о
биографиях изучаемых авторов и самостоятельно выбирать книги, Интернетресурсы для дополнительного чтения;
понимать

и

использовать

в

речи

понятия

«кулямас»,

«эпос»,

«композиция произведения»: начало, завязка действия, кульминация,
развязка, эпизод, метафора;
понимать

и

использовать

жанровое

разнообразие

изучаемых

произведений (литературная сказка, рассказ, кубаир);
различать прозаическую и поэтическую речь;
определять художественный вымысел;
определять тему, главных героев произведения;
владеть понятиями портрет, пейзаж, ритм, рифма;
видеть национальное своеобразие сравнений и метафор, понимать их
значение в художественной речи;

сравнивать средства создания пейзажа в тексте-описании природы в
произведениях

поэтов

и

писателей

с

картинами

художников,

как

иллюстрация к лирическому произведению;
определять структурные части рассказа (начало, завязка действия,
кульминация, развязка, эпизод);
определять особенности юмористического произведения;
соблюдать правила юного читателя (как обращаться с книгой, правила
поведения в библиотеке);
определять позиции героев художественного текста, позицию автора
художественного текста;
выполнять

элементарные

приёмы

интерпретации,

анализа

и

преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов
(постановка проблемного вопроса к тексту, графическое иллюстрирование
содержания

текста;

составление

кроссвордов,

ребусов,

головоломок,

инсценировка-обыгрывание отдельных эпизодов текста);
понимать отражение исторической обстановки в произведениях о детях
(в сельской местности, на войне);
узнавать юмористическое произведение (комичность как основа
сюжета; герой юмористического произведения);
находить

средства

выразительности

в

тексте

юмористического

содержания (художественное преувеличение);
осознавать нравственно-этические понятия: друг, дружба, забота, труд,
взаимопомощь;
пересказывать литературное произведение от имени одного из
действующих лиц;
иметь представление о первых книгах на Руси и в Башкортостане;
участвовать в обсуждении прослушанного или прочитанного текста,
доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;

передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом
специфики текста в виде пересказа (полного или краткого);
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с
учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов);
самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и
обогащать собственный круг чтения;
пользоваться справочными источниками (энциклопедия, аудио- и
видеоисточники, мультимедийные носители информации) для понимания
текста и получения дополнительной информации.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Круг детского чтения Раздел 1. Мир
вокруг меня

6

0

0

2

Раздел 2. Я и моя семья

6

0

0

3

Раздел 3. Мой край – Башкортостан

5

0

0

17

0

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Круг детского чтения. Раздел 1. Мир
вокруг меня

5

0

0

2

Раздел 2. Я и моя семья

4

0

0

3

Раздел 3. Мой край – Башкортостан

8

0

0

17

0

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Круг детского чтения. Раздел 1. Мир
вокруг меня

5

0

0

2

Раздел 2. Я и моя семья

3

0

0

3

Раздел 3. Мой край – Башкортостан

9

0

0

17

0

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Круг детского чтения. Раздел 1. Мир
вокруг меня

5

0

0

2

Раздел 2. Я и моя семья

4

0

0

3

Раздел 3. Мой край – Башкортостан

8

0

0

17

0

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Айсылыу Ягафарова «У коровы есть
телёнок»

1

0

0

2

Муса Гали. Загадка «Капелька»

1

0

0

3

Муса Гали. Загадка «Капелька»

1

0

0

4

Марьям Бикбова. Потешка «Белый
пушистый зайчик»

1

0

0

5

Марьям Бикбова. Потешка «Аҡ ҡуян,
йомшаҡ ҡуян» («Белый пушистый
зайчик»)

1

0

0

6

Фарзана Губайдуллина. Сказка «Кто
моя мама?»

1

0

0

7

Факиха Тугузбаева. Стихотворение
«8 Марта»

1

0

0

8

Факиха Тугузбаева. Стихотворение
«8 Марта»

1

0

0

9

Гузель Ситдикова. Считалка
«Түңәрәк» («Круг»)

1

0

0

10

Гузель Ситдикова. Считалка
«Түңәрәк» («Круг»)

1

0

0

11

Фаузия Рахимгулова.
Юмористическое стихотворение

1

0

0

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

«Сварили кашу»
12

Фаузия Рахимгулова.
Юмористическое стихотворения
«Сварили кашу»

1

0

0

13

Мажит Гафури. Стихотворение
«Лето»

1

0

0

14

Башкирская народная сказка «Лиса и
волк»

1

0

0

15

Башкирская народная сказка «Лиса и
волк»

1

0

0

16

загадки, пословицы, потешки, сказки,
поэтическое произведение)

1

0

0

17

загадки, пословицы, потешки, сказки,
поэтическое произведение)

1

0

0

17

0

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Факиха Тугузбаева.
Стихотворение«Я – ученик»

1

0

0

2

Факиха Тугузбаева. Стихотворение
«Дни недели»

1

0

0

3

Сафуан Алибаев. Скороговорка «В
школе нашей хорошо»

1

0

0

4

Гариф Гумер. Считалка «Нисә алма?»
(«Сколько яблок?»)

1

0

0

5

Салават Рахматуллин. Стихотворение
«Ауырыным» («Заболел»)

1

0

0

6

Миннигуль Хисматуллина.
Стихотворение «Наша семья»

1

0

0

7

Рауиль Нигматуллин. Считалка
«Әгәр тырышһаң» («Если
постараться»)

1

0

0

8

Катиба Киньябулатова.
Стихотворение «Бәлеш бешерҙем»
(«Испекла пирог»)

1

0

0

9

Гузель Ситдикова. Загадка «В доме
сколько мам?»

1

0

0

10

Муса Гали. Стихотворение
«Красивое слово»

1

0

0

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

11

Фаузия Рахимгулова. Стихотворение
«Экскурсия по Уфе»)

1

0

0

12

Абдулхак Игебаев. Стихотворение
«Белогрудка»)

1

0

0

13

Рами Гарипов. Стихотворение
«Скворец»

1

0

0

14

Мустай Карим. Стихотворение
«Прилетай скорей!»

1

0

0

15

Башкирская народная сказка «Эт
үҙенә нисек хужа тапты?» («Как
собака нашла хозяина?»)

1

0

0

16

Загадки, чистогоровки, считалки,
пословицы о родине, природе, семье,
профессиях

1

0

0

17

Загадки, чистогоровки, считалки,
пословицы о родине, природе, семье,
профессиях

1

0

0

17

0

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Вазих Исхаков. Рассказ Моя мечта»

1

0

0

2

Зульфар Хисматуллин. Рассказ
Помощь в учебе»

1

0

0

3

Мустай Карим. Повесть
«Воспоминания о школе» (отрывок)

1

0

0

4

Катиба Кинзябулатова. «Откуда ты
родом?»

1

0

0

5

Раис Низамов. Рассказ «Пушистые
руки»

1

0

0

6

Ынйыкай Исламгулова. Рассказ
Помогаю маме»

1

0

0

7

Фирдаус Хисаметдинова. Статья «Что
означает "шэжэрэ?"» (отрывок).

1

0

0

8

Мустай Карим. «Что такое
природа?») (отрывок из повести)

1

0

0

9

Евгений Кучеров. Рассказ «Пернатые
друзья» (перевод Ф. Губайдуллиной)

1

0

0

10

Башкирская народная сказка
«Аминбек»(отрывок)

1

0

0

11

Русская народная сказка «Лиса и
журавль»

1

0

0

12

Гилемдар Рамазанов. Стихотворение

1

0

0

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

(«Башкортостан – край богатый»
13

Фарзана Губайдуллина. Рассказ
«Кураист Йомабай Исянбаев»

1

0

0

14

Танзиля Давлетбердина. Рассказ
«Школьные годы»

1

0

0

15

Башкирская народная песня «Озеро
круглое»

1

0

0

16

Кубаир «Мой Урал»

1

0

0

17

Загадки, пословицы, считалки,
чистогоровки, скороговорки

1

0

0

17

0

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Зайнаб Биишева. Стихотворение
«Добрый день!»

1

0

0

2

Валентина Осеева. Рассказ
«Волшебные слова» (перевод А.
Ягафаровой)

1

0

0

3

Рами Гарипов. Стихотворение
«Родной язык – твой мир!»

1

0

0

4

Зайнаб Биишева. Рассказ «Озеро
Талкас»

1

0

0

5

Муса Гали. Считалка «Что говорят
часы?»

1

0

0

6

Мажит Гафури. Рассказ «Белое озеро»

1

0

0

7

Факиха Тугузбаева. Рассказ «Вкусные
слова»

1

0

0

8

«Шиханы – памятники природы»

1

0

0

9

Рашит Нигмати. Поэма («Что такое
Отечество?»(отрывок)

1

0

0

10

Картины народного художника
Ахмата Лутфуллина: «Три женщины»

1

0

0

11

Эпос «Урал батыр» (отрывок)

1

0

0

12

Песня «Шаймуратов генерал» (сл.
Кадира Даяна, муз. Загира

1

0

0

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Исмагилова)
13

«Башкирские города» (научнопопулярный текст)

1

0

0

14

Василий Власов. Башкирский
мёд»(научно-популярный текст)

1

0

0

15

«Асылыкуль – жемчужина
Башкортостана» (научно-популярный
текст)

1

0

0

16

Башкирская народная сказка «Курай»

1

0

0

17

Загадки, пословицы.Считалки,
чистогоровки, скороговорки

1

0

0

17

0

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».