МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Башкортостан Управление образования Администрации городского округа город Уфа Республики Башкорстостан МАОУ Школа № 129 им.С.И.Зорина РАССМОТРЕНО Руководителем МК МАОУ Школа №129 им.С.И.Зорина Фаридоновой Р.Г Протокол №1 от 30 августа 2024 г. СОГЛАСОВАНО Заместителем директора по УВР МАОУ Школа №129 им.С.И.Зорина Емелевой Е.В Протокол №1 от 30 августа 2024 г. УТВЕРЖДЕНО Директором МАОУ Школа №129 им.С.И.Зорина Чугаевой О.А. Приказ № 170 от 30 августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 4765883) учебного предмета «родной (башкирский) язык» для обучающихся 1 - 4 классов Уфа 2024 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Родной (башкирский) язык». Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной (башкирский) язык» (предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке») (далее соответственно – программа по родному (башкирскому) языку, родной (башкирский) язык, башкирский язык) разработана для обучающихся, владеющих и (или) слабо владеющих родным (башкирским) языком, и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по родному (башкирскому) языку. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Родной (башкирский) язык» Программа по родному (башкирскому) языку разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету. Программа по родному (башкирскому) языку реализовывает межпредметные связи с другими учебными предметами гуманитарного цикла, в первую очередь с учебным предметом «Литературное чтение на родном (башкирском) языке». Изучение родного (башкирского) языка начинается с обучения грамоте, которое осуществляется параллельно с освоением учебного предмета «Русский язык». Процесс формирования навыков чтения и письма, развития речевых умений, обогащения и активизации словаря, совершенствования фонематического слуха, реализации грамматико-орфографической пропедевтики осуществляется путем сравнения звуков и букв двух языков – башкирского и русского. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устно и письменной речи. Изучение родного (башкирского) языка направлено на достижение следующей цели: приобретение обучающимися элементарной коммуникативных умений на башкирском языке в устной и письменной форме с учётом возрастных возможностей и потребностей, формирование функциональной грамотности для успешного взаимодействия обучающегося с окружающим миром. Достижение поставленных целей реализации программы по родному (башкирскому) языку предусматривает решение следующих задач: расширение лингвистического кругозора обучающихся за счёт овладения новыми языковыми средствами на башкирском языке (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с предложенными для изучения темами; понимание необходимости овладения родным языком как средством выстраивания социокультурных и межличностных взаимоотношений в окружающей действительности; формирование основ гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой народ, родной край и страну; формирование положительной мотивации и устойчивого учебнопознавательного интереса к предмету «Родной (башкирский) язык». МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Родной (башкирский) язык» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ На уровне начального общего образования закладывается база для всего последующего образования обучающихся на родном (башкирском) языке, формируются основы функциональной грамотности, что придает особую ответственность данному этапу общего образования. Построение программы основано на концентрическом принципе. В каждом классе включаются новые элементы содержания и задаются новые требования. Освоенные на определённом этапе обучения грамматические формы и конструкции повторяются и закрепляются на новом лексическом материале и расширяющемся тематическом содержании речи. В начале обучения грамоте осуществляется введение в систему языкового и литературного образования. Содержание этого этапа направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого обучающегося, особенно слушания и говорения. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Родной (башкирский) язык 1 КЛАСС Содержание обучения 1 класс. Начальным этапом изучения родного (башкирского) языка в 1 классе является учебный курс «Обучение грамоте». На учебный курс «Обучение грамоте» 34 часа (1 час в неделю: 1 час учебного предмета «Родной (башкирский) язык» Обучение грамоте . Развитие речи . Составление кратких рассказов повествовательного характера по сериям сюжетных картинок, материалов, составляющих игры, занятия, занятия, с использованием русского языка. Восприятие и понимание слов, предложений и текста на башкирском языке при его прослушивании и при самостоятельном чтении вслух. Слово и предложение . наличие слов и предложений. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Восприятие слов изучение как объекта, материала для анализа. Соблюдение значений слов. Фонетика . Звуки речи. Первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках). Характерные гласные ([о], [ы], [э], [ө], [ү], [ә]) и согласные ([ҡ], [ғ], [һ], [ҙ], [ҫ], [ң]) звуки и обозначающие их буквы. Единство звукового состава слова и его значения. Устанавливается по звуку в слове и количестве звука. Сопоставление слов, существующих одним или несколькими звуками. Звуковой анализ слов, работа со звуковыми моделями: построение моделей звукового состава слов, выбор слов, соответствующей заданной модели. повторение гласных и согласных звуков, гласных мягких и громких, (на башкирском языке гласные [а], [у], [о], [ы] звучат гласными задними рядами (твердые гласные), они произносятся твёрдо, гласные [ә], [ ү], [ө], [э], [и] называются гласными передних рядов (мягкие гласные), произносятся мягче) согласных мягких и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная выразительная единица. Количество слогов в слове. Ударный слог. Графика . Определение звука и буквы: буква как знак звука. Слоговой принцип башкирской графики. Функции букв «е», «ё», «ю», «я». Буква в, обозначающая два звука: [в] и [ш]. По коротким буквам в башкирском алфавите. Отсутствие заглавных букв «ҫ» и «ң», так как в башкирском языке слов, начинающихся с этих звуков, нет. Чтение . Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Слоговые таблицы и слоги-слияния. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Выразительное чтение на материале небольших прозаических текстов и стихотворений. Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Письмо. Ориентация на пространство листа в тетради и на пространство классической доски. Гигиенические требования, которые необходимо соблюдать во время письма. Начертание письменных прописей и строчек букв башкирского языка, сравнимых с буквами русского языка. Письмо разборчивым, аккуратным почерком. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходуется с их произношением. Приемы и по очереди сопровождают текст описания. Функция небуквенных графических изображений: пробел между словами, перенос знака. Орфография и пунктуация . Правила правописания и их применение: раздельное название слов; прописная буква в начале предложения, в именах хороших людей (имена людей, клички животных); перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения: точечный, вопросительный и восклицательный знаки. Тематические блоки . «Мин башҡорт телен өйрәнәм» («Я изучаю башкирский язык»). Знакомство с учебником башкирского языка. Рассказ о существовании многих языков, на которых общаются люди из разных стран. О том, как книги учат читать и писать. О башкирских звуках и буквах, которые можно узнать из учебных книг. О важности навыков общения друг с другом на башкирском языке, написания писем, поздравлений. Башкирский как язык, на котором говорят наши родители, бабушки и дедушки. «Танышыу» («Знакомство»). Информация об имени, фамилиях и отчестве. Приветствие, знакомство, прощание. Разговор по телефону. Игры и игрушки (с использованием типичных фраз речевого этикета). «Минең мәктәбем» («Моя школа»). Школа. Класс. Учебные принадлежности. Учитель и ученики. Дежурство в классе. Перемена. Физзарядка. Учим скороговорки. Играем в игры. «Мин һәм минең ғаиләм» («Я и моя семья»). Наша семья. Сколько нас в семье? Занятия родителей. Помощь пожилым людям на дому. Прием еды: завтрак, обед, ужин. Время: день и ночь. Часы и минуты. Дни недели. Наши праздники: мой день рождения. «Мин һәм минең дуҫтарым» («Я и мои друзья»). В магазине одежды. Продукты в магазине. Покупка продуктов. Мой котенок. Мой щенок. Мой любимый цветок. Собираем букет в саду. Подарок другу. Наши игры. Идем в кинотеатр. «Минең республикам» («Моя республика»). Что такое Родина? Где мы живём? Как называется наш город? Как называется твое село? В гостях к бабушке. Башкирские блюда: бишбармак, белеш, кыстыбай, коймак, чак-чак. Наши праздники: готовимся к Новогодней ёлке. Мине уратып алған донъя» («Мир вокруг меня»). Наш сад: что растёт на грядках? Богатый урожай фруктов. Мои любимые ягоды. Копаем картошку. Убираем овощи. Родная природа: какие деревья показаны в лесу? Дикие животные нашего края: заяц, лиса, волк, медведь, лось. Домашние животные: корова, овца, коза, лошадь, собака, кошка. Домашние птицы: курица, петух, гусь, утка, индук. Как мы ухаживаем за ними? Систематический курс . Общие сведения о языке . Язык как серьезное отношение к человеческому общению и познанию окружающего мира. Многообразие языков. Цели и ситуации общения. Фонетика . Звуки речи. Гласные и противоположные звуки, сравниваемые с русскими звуками. Специфические звуки башкирского языка: гласные - [ә], [ө], [ү]; согласные - [ҡ], [ғ] [ҙ], [ҫ], [һ], [ң]. Гласные: мягкие – [ә], [ө], [ү], [э], [и]; твёрдые — [а], [у], [о], [ы]. Твёрдые и мягкие согласные звуки, их описание. Звонкие и глухие согласные звуки, их различение. Согласный звук [й']. Шипящие [ж], [ч'], [щ'], заимствованы на английском языке. Буквы «е», «ю», «я», «ё» (дифтонги, состоящие из излучений звука). Ударение в слове. Слог. Количество слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги (простые случаи, без стечения согласных). Графика . Звук и буква. мощность звука и буквы. Обозначение при письме твёрдости согласных звуков буквами башкирского языка а, о, у, ы. Обозначение при письме мягким звуком буквами ә, ө, ү, э (е), и, а также буквами е, ё, ю, я. Функции букв е, ё, ю, я. Буква й пишется перед буквами о, ө, ү, ы, ә в начале, в середине и в конце слов: йомаҡ, тойоу, төйөү, йәй, йәш, йәйә, йүкә, йөй, Әйүп. Буквы ю, я, ё пишутся в начале слов так же, как в словах, заимствованных на русском языке: юрған, япраҡ, ёлка. Буква выполняет две функции: в начале слова, где звучит йэ, пишется буква е, а в середине и в конце слова, хотя и слышится звук э, также пишется е: ер [йэр], этмеш [йэтмэш]. Обозначение буквы в два звука: в заимствованных на русском языке слова читаются как [в]: вагон, ваза; в башкирских словах – как [ш]: ваҡыт [ваҡыт]. Однако в письме всегда включается буква «в». Отсутствие в башкирском языке заглавных букв ҫ и ң. Разделительные знаки ь и ъ. Небуквенные графические средства: пробел между словами, перенос знака. Башкирский алфавит: правильное название букв, их последовательность. Использование алфавита для составления списка слов. Орфоэпия . Производим звук и звуковой сигнал в словах в соответствии с нормами современного башкирского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Лексика . Слово как единица языка (ознакомление). Слово как название предмета, признак предмета, действие предмета (ознакомление). Перевод слов с русского языка на башкирский язык для понимания их звучания и понимания смысла. Использование русско-башкирского словаря, представленного в учебнике. Выявление слов, результатов требует уточнения. Синтаксис . Предложение как единица языка (ознакомление). Слово, предложение (наблюдение над сходством и подробностями). Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов. Восстановление деформированных предложений. Составление предложений из набора предложенных слов. Орфография и пунктуация . Правила правописания и их применение: раздельное написание слов в предложении; прописная буква в начале предложения и в именах естественна: в именах и фамилиях людей, кличках животных; перенос слов (без учёта морфемного членения слов); знаки препинания в конце предложения: точечный, вопросительный и восклицательный знаки. Алгоритм написания текст это основная форма общения между людьми. Текст как единица речи (ознакомление). Ситуация общения: цель общения, с кем и где происходит общение. Ситуации устного общения (чтение диалогов по роликам, просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписей). Нормы речевого этикета башкира в спокойном общении и повседневном общении (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с пониманием). Тематические блоки . «Мин башҡорт телен өйрәнәм» («Я изучаю башкирский язык»). Кто живёт в нашей деревне (городе)? В каких странах говорят наши соседи? Какой язык ты знаешь? «Танышыу» («Знакомство»). Формы приветствия сверстников; обращение к знакомому и незнакомому человеку. «Минең мәктәбем» («Моя школа»). В школе. Расписание уроков. На занятии кружка. В библиотеке. «Мин һәм минең ғаиләм» («Я и моя семья»). Дом. Профессии и занятия для мужчин, семейная семья. Как мы проводим свободное время. «Мин һәм минең дуҫтарым» («Я и мои друзья»). В магазине книги. Выбор подарков (другу, учителю, родителям, близким). «Минең республикам» («Моя республика»). Праздник мам. Мы за праздничным столом. «Мине уратып алған донъя» («Мир вокруг меня»). Наступило лето. Как мы проводим лето? 2 КЛАСС Содержание во обучении 2 класс. Общие сведения о языке . Язык как серьезное отношение к человеческому обществу и явлениям национальной культуры. Первоначальные представления о многообразии языкового пространства России и мира. Методы познания языка: наблюдение, анализ. Фонетика и графика . Смыслоразличительная функция звука, различение звуков и букв, различение твёрдых и мягких звуковых звуков, твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Особенности характерных противоречий звуков башкирского языка, обозначающих их при письме. Парные и непарные по твёрдости (мягкости) противоположные звуки. Парные и непарные по звонкости (глухости) согласные звуки. Качественная характеристика звука: гласный (согласный), согласный твёрдый (мягкий), гласный: мягкий (твёрдый). Закон сингармонизма в башкирском языке (гармония гласных звуков): в слове гласные звуки бывают только одного ряда: әсәйебеҙҙе, атаыбыҙға. Использование при письме разделительных ъ и ь. Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю, я (в начале слов и после гласных). Обозначаемые буквы в звуках [в] и [w]: Валя, Вәсилә, вагон, ваҡ. (закрепление). Буквы у, ү между гласными звуками и в конце слова читаются как [уы], [үэ] и обозначают противоположный звук: бау, ауыл, бәүелсәк, килеү. Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных). Использование знаний алфавита при работе со словарями. Небуквенные графические средства: пробел между словами, перенос знака, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного). Орфоэпия Произнесите звук и звуковой сигнал в словах в соответствии с нормами современного башкирского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Особенности ударения на башкирском языке: последний слог почти всегда бывает ударным; ударным является слог перед отрицательными частицами -ма, -мә, первый слог в сомнительных местах (ҡаʼйҙа? ниʼсә?). Лексика . Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова (общее представление). Выявление слов, значений требует уточнения. Определение значений слов по тексту или уточнение значений с помощью толкового словаря. Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение). Толковый словарь башкирского языка. Синоним, антоним (ознакомительно). Состав слова (морфемика) . Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. обнаружение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимическими началами. Выделение в словах прихода (простые случаи). Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью окончаний. Морфология . Имя существительное (знакомство): общее значение, вопросы «кто?», «что?», употребление в речи. В башкирском языке вопрос, выраженное местоимением «кто?», употребляется только для называния человека. Имена собственные и нарицательные. Число имени существующего. Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы «что делает?», «что делает?», «что делал?», «что делал?». Лицо и число глагола (ознакомительно). Употребление в речи. Отрицательные частицы в глаголах. Имя включенное (ознакомление): общее значение, вопросы («какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), применение в речи. Имя числительное (ознакомление). Простые и сложные вычислительные. Синтаксис . Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение). Предложение как базового языка. Предложение и слово. Отличие предложения от слов. Послелоги: менән (с, совместно); өсөн (за, из-за, для, ради, чтобы); кеүек (как, кстати, аналог) и другие. Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое воздействие). Виды предложений по целям высказываний: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Виды предложений по эмоциональному окрасу (по интонации): восклицательные и невосклицательные предложения. Орфография и пунктуация . Прописная буква в начале предложения и в хороших именах (имена, фамилии, клички животных), знаки препинания в конце предложения, перенос слов со строками в текст (без учёта морфемного членения слов). Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные варианты решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря-учебника для определения (уточнения) написания слов. Контроль и самоконтроль при взгляде на натуральные и предложенные тексты. Правила правописания и их применение: разделительный мягкий знак, парные звонкие и глухие согласования в корневых словах, чередование звонких и глухих согласных при сохранении имён существительных, прописная буква в естественных именах: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географическое название, слитное написание. отрицательные частицы в глаголах: бар и ма, эшлә и мә. Развитие речи Выбор языковых средств в соответствии с требованиями и соблюдением привычного общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Умение вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и другие). Практическое владение диалогической формой речи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в рамках курса и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению о совместной деятельности при парной и групповой работе. Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление устного рассказа по личным наблюдениям и вопросам. Текст. Признаки текста: смысловое единство предлагает в тексте; по очереди предлагает в тексте; выражение в тексте законченной мысли. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенному тексту. Последовательность частей текста (абзацев). Вход в текст слова, значение которого требует уточнения. Пользоваться толковым, орфографическими словарями учебника. Корректирование текстов нарушенным порядком предложений и абзацев. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление). Создание небольших устных и письменных текстов: записка, поздравительная открытка. Понимание текста: методы развития формулировать простые выводы на основе информации, включаться в текст. Выразительное чтение текста вслух с соблюдением логичных интонаций. Подробное изложение повествовательного текста объемом 20–35 слов с использованием вопросов. Тематические блоки . «Мин башҡорт телен өйрәнәм» («Я изучаю башкирский язык»). Знакомство с языками народов, проживающих на территориях около Башкортостана, изучение названий этой республики, областей и их столиц. В описании на башкирском и английском языках названы республики, находящиеся в Республике Башкортостан, и названы их столицы. На каких островах живут жители этих мест? Что нужно делать, чтобы представители разных народов понимали друг друга? «Танышыу» («Знакомство»). Реплики: «Добрый день!», «Как ваши дела?», «Извините, пожалуйста!», «В какую страну поедете летом на отдых?». «Минең мәктәбем» («Моя школа»). Реплики: «С новым учебным годом!», «Кто сегодня дежурный?». Наш класс. Наша школа – лучшая. Дни недели. Уроки, которые я люблю. Идем в столовую. Правила поведения за столом. Скоро каникулы. «Мин һәм минең ғаиләм» («Я и моя семья»). Мы – дружная семья. Я – помощник (помощница). Продукты питания. Приглашаем на чаепитие. Кто любит завтракать? Готовим обед вместе. Ждём гостей. «Мин һәм минең дуҫтарым» («Я и мои друзья»). Мой друг (подруга). За то, что я его (её) люблю. Домашние животные. Домашние птицы. В цирке. Письмо другу. Праздник пап. Готовим подарки друзьям. Поздравительная открытка. Праздничный концерт. «Минең республикам» («Моя республика»). Я живу в Башкортостане. Уфа – столица Башкортостана. Я живу в городе. Я живу в деревне. На экскурсиях. Памятник Салавату Юлаеву. Красавица Агидель. Памятник пчеле. Поющий фонтан «Семь девушек». Парк Победы. «Мине уратып алған донъя» («Мир вокруг меня») Мой дом (моя квартира). Прогулка по городу. Погода на улице. Времена года. Золотая осень в Башкортостане. Праздник урожая «Сумбуля». Пришла зима. Катаемся на санках. Кормушка для птиц. Весной на огороде. Праздник «Науруз». Здравствуй, лето! Наши любимые ягоды. Деревья в лесу. Что где растет? Растения на лугу. Дикие животные. Дикие птицы. Лошадь – верный друг башкира. Звуки курящие. Целительный напиток кумыс. На рыбалке. Любимые игры наших бабушек и дедушек «Юрта», «Ак тыряк, кук тыряк». Башкирская народная сказка «Как собака нашла хозяина». 3 КЛАСС Содержание обучения в 3 классе. Общие сведения о языке . Башкирский язык как язык башкирского народа, отражающий историю, культуру, духовно-нравственные ценности народа. Методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент. Фонетика и графика . Звуки башкирского языка: гласный – согласный, гласный: твёрдый – мягкий, согласный: твёрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный. Функции разделительных «ь» и «ъ», условия использования при письме ь и ъ (повторение изученного). Соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительными «ь» и «ъ». Буквы «у», « ү» между гласными звуками и в конце слова. Обозначение двух звуковых букв в (закрепление). Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Орфоэпия . Нормы произношения звука и звукового сопровождения; воздействие в словах в соответствии с нормами современного башкирского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемым в учебнике). Лексика . Повторение: лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова (ознакомление). Синонимы и антонимы (ознакомление), подбор синонимов и антонимов к словам разных частей речи. Устаревшие слова (ознакомление). Состав слова (морфемика) . Корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимыми началами; выделение в словах ухода (простые случаи); окончание как изменяемая часть слова (повторение изученного). Морфология. Части речи . Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Имена существительных единственного и множественного числа. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Падеж имён существительных. Морфологический разбор имён существительных. Имя включенное: общее значение, вопросы, применение в речи. Качественные и относительные включения (без терминов). Степени сравнение имён включенных (основная, сравнительная, превосходящая, уменьшительная ) (ознакомительно). Морфологический разбор имён включенных. Местоимение (общее представление). Личные местаимения, их применение в речи. Падеж и число личных мест. Морфологический разбор местимений. Глагол: общее значение, вопросы, применение в речи. Время и число глагола. Категория отрицания глагола. Вопросы к глаголам настоящего и прошедшего времени в единственном и во множественном числе. Изменение по лицам и числам глаголов в форме отрицания. Морфологический разбор глагола. Имя числительное. Употребление в речи числовых и порядковых имён числительных. Разряды числовые: многочисленные и порядковые числовые. определение числовых и порядковых числительных. Падежи имени числительного. Вопросы к падежам числительного. Синтаксис Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Главные предложения участников – подлежащее и сказочное. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Предложения массовые и нераспространенные. Предложение по целям высказываний. Понятие «слово-обращение» в предложении. Соблюдение однородных членов предложений с союзами и, а, но и без союзов. Орфография и пунктуация . Контроль и самоконтроль при взгляде на натуральные и предложенные тексты (повторение и применение на новом орфографическом материале). Использование орфографического словаря для уточнения (уточнения) написания слов. Правила правописания и их применение: разделительный ъ; разделительный ь; слитное написание частиц в глаголах; знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединенными союзами и без союзов; чередование звуков звуков [ ҡ], [ к], [ п] со звуками [ғ], [г ] , [б] в конце слова при соединении окончаний: ҡалаҡ – ҡалағым ; көрәк – көрәгем; китап – китабым; запятая после слова-обращения. Развитие речи . Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и другие. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в рамках курса и бытового общения. Речевые средства, помогающие: формулировать и аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой работы. Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректировка текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. План текста. Составление текста плана, написание текста по заданному плану. Общение предлагает в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов һәм (и), ләкин (но). Ключевые слова в тексте. Уточнение значения слова с помощью толкового словаря. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и свободных текстов заданного типа: письмо, объявление, поздравление. Изложение текста по коллективно или самостоятельно составлению плана. Изучающее, внимательное чтение. Тематические блоки . «Мин баш ҡорт телен өйрәнәм » («Я изучаю башкирский язык») Отражение в произведениях устаревшего народного творчества рассказывает о жизни народов, их быте, занятиях, чем они питались, как одевались. Можно ли проверить эту информацию, опираясь на фольклор? Сопоставление иллюстраций русской народной сказки «Гуси-лебеди» и башкирской народной сказки «Сказка о курае», определяет, какая одежда сильнее выражена, называет предметы одежды на русском и башкирском языках. «Танышыу» («Знакомство»). Реплики: « Сколько тебе лет? », « Где ты живешь? », « Какая у тебя семья ?», «Чем занимаешься в свободное время?». «Мине ң мәктәбем » («Моя школа») Реплики: «С Днём знаний!», «Я сегодня дежурный». На уроке башкирского языка. Книга – лучший друг. Детская писательница – Айсылю Ягафарова. Народный писатель республики Нугуман Мусин. «Мин һәм минең ғаиләм » («Я и моя семья»). Наставления дедушки. Советы бабушки. Моя родословная. Праздник семьи. Я люблю поддерживать себя в домашних делах. Какая книга тебе нравится? Мое любимое занятие. Спорт и я. Отдых в воскресенье. «Мин һәм минең дуҫтарым» («Я и мои друзья»). Мой день рождения. Правила поведения в гостях. Весело с друзьями. Народная игра «Прятки». Пишу письмо бабушке. Любимые игрушки. Мой компьютерный друг. А ҡ бай – настоящий друг. «Мой котенок» (по К. Ушинскому). Праздник защитников Отечества. «Мине ң республикам » («Моя республика») . Башкортостан – чудесный край. Памятник Дружбы в Уфе. Салават Юлаев – национальный герой башкирского народа. Транспорт в Уфе. На экскурсию в краеведческий музей. Детский писатель Фарит Исянгулов. Москва – столица нашей страны. Как можно путешествовать? «Мине уратып алған донъя» («Мир вокруг меня»). Природа моего края. Горы Башкортостана. «Мой Урал» – отрывок из эпоса «Урал батыр». Агидель – это жемчужина нашего края. Башкортостан – край озёр. Зеленая аптека. Косуля – украшение нашей природы. Лошадь – друг человека. Шагает осень золотая. Осеннее богатство. Наступила зима. Зимние игры. Здравствуй, весна-красна! Праздник Победы. 4 КЛАСС Содержание обучения в 4 классе. Общие сведения о языке . Осознание многообразия языков и культуры на территории Российской Федерации, осознание языка как одной из основных духовно-нравственных ценностей народа. Башкирский язык – государственный язык Республики Башкортостан. Различные методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, миниисследование, проект. Фонетика и графика . Характеристика, сравнение, классификация звука вне слов и в словах по заданным параметрам. Звуко-буквенный разбор слов. Орфоэпия . Правильная интонация в процессе разговора и чтения. Нормы произношения звука и звукового сопровождения. Использование орфоэпических словарей башкирского языка при соответствующем произношении слов. Лексика Повторение и продолжение работы: наблюдение за употреблением в речи синонимов, антонимов, условий содержания слов (простые случаи). Соблюдение употребления в речи фразеологизмов (простые случаи). Состав слова (морфемика) . Основа слова. Окончания, изменяющие слова. Окончания, образующие новые слова; схема состава слова; перенос состава слова с представленной схемой. Морфология Части речи самостоятельные и служебные. Имя существо. Склонение имён существительных. Аффиксы принадлежностей. Грамматические признаки имён существительных: склонение, число, падеж (закрепление). Имя включенное. Качественные и относительные включения. Степени сравнение имён включенных (основная, сравнительная, превосходная, уменьшительная) (повторение). Морфологический разбор имён включенных (закреплений). Местоимение. Личные местаимения (повторение). Личные размещения 1 и 3 знаков единственного и множественного числа; отклонение личных мест. Вопросительные места. Местоимения образа действия, времени и места (ознакомительно). Глагол. Изъявительное и повелительное отклонение глагола. Изменение глагола по временам: прошедшее, настоящее и будущее время глагола. Вопросы к формам прошедшего, настоящего и будущего времени глагола. Действие, обозначающее повелительное отклонение. Изменение глагола по лицам и числам (спряжение глаголов). Роль глагола в предложении. Морфологический разбор глагола. Имя числительное. Количественные и порядковые числительные. Образование сложное, цифровое. Синтаксическая функция числовых. Изменение числительных по падежам. Морфологический разбор числовых. Наречье (общее представление). Значение, вопросы, приложения в речи. Служебные слова: послелоги (менән, өсөн, кеүек и другие), частицы (-мы, -ме, -мо, -мө и другие), союзы: ә(а), ләкин (но, Однако), сөнки (потому что) и другие. Союзы в простых и сложных предложениях. Синтаксис. Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложения, осознание их сходства и языков; виды предложений по целям высказываний (повествовательные, вопросительные и побудительные); виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные); распространенные и нераспространённые предложения (повторение изученного). Второстепенные члены предложения. Определение признака предмета (или лица) и отвечает на вопросы «какой?», «какой?», «чей?». Дополнение – означает предмет и отвечает за вопросы всех падежей, кроме именительного. Обстоятельство указывает, как, когда и где происходит действие и поясняет сказочное. Предложения с однородными участниками: без союзов, с союзами. Интонация перечисления в предложениях с однородными членами. Простое и сложное предложение (ознакомление). Синтаксический разбор простого предложения. Орфография и пунктуация. Повторение правил правописания, изучаемых в 1, 2, 3 классах. Использование орфографического словаря для уточнения (уточнения) написания слов. Правила правописания и их применение: знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых (наблюдение); признаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора (наблюдение); каллиграфические требования к письму. Развитие. Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного и письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и другие); диалог; монолог; отражение темы текста или основной мысли в заголовке. Корректирование текстов (заданных и естественных) с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи. Создание небольших устных и письменных текстов (3–5 предложений) для конкретных ситуаций письменного общения (записки, объявления, отзывы, классной стенгазеты, сборники творческих работ и другие). Подробный (устно и письменно) и выборочный (устно) пересказ текста. Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста; выборочный устный пересказ текста). Сочинение как вид письменной работы. Изучающее, внимательное чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде. Уточнение значения слов с помощью справочных изданий, в том числе количества верифицированных электронных ресурсов, включенных в федеральный округ. Тематические блоки. «Мин башҡорт телен өйрәнәм» («Я изучаю башкирский язык»). Изучение башкирского языка путем просмотра мультфильма «Колыбельная» (серия 4). Запись новых слов. «Танышыу» («Знакомство»). Реплика «Всем желаю доброго дня!». Волшебное слово. Факиха Тугузбаева – народная поэтесса Башкортостана. Самый счастливый день! «Минең мәктәбем» («Моя школа»). Реплики: «Какой был мой первый день в школе?», «Вот и настал сентябрь!». Знания – это клад. О чем говорят часы? Школьный двор. Мы любим трудиться! «Мин һәм минең ғаиләм» («Я и моя семья»). Секреты башкирских имён. Вырасту здоровым! Мое любимое занятие. «Мин һәм минең дуҫтарым» («Я и мои друзья»). Любимые сказки. Любим театр, музей и кино. «Минең республикам» («Моя республика»). Что такое Отечество? Звучит курай. Заповедник «Шульганташ». Санаторий Янгантау. Города республики. «Мине уратып алған донъя» («Мир вокруг меня»). Природа – наш дом. Времена года. Какие газеты читаешь? Нравятся ли передачи башкирского телевидения «Башкирское спутниковое телевидение» и радиоканала «Юлдаш»? ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения родного (башкирского) языка на уровне начального общего образования у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные технологические действия, коммуникативные универсальные технологические действия, регулятивные универсальные технологические действия, методы совместной деятельности. У обучающегося формируются следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных логических действий: сравнивать различные языковые причины, сохранять основания для сравнения языковых ценностей, сохранять аналогии языковых ценностей, сопоставлять языковые результаты и явления родного (башкирского) языка с языковыми явлениями русского языка; объединять объекты (языковые значения) по заданному признаку; определить существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые значения; отсутствие существования и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма; Сохранять причинно-следственные связи при наблюдении за языковым воздействием, делать выводы. У обучающегося формируются следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: определение разрыва между реальным и желаемым состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов; с помощью учителя формулировать цель, планировать изменение языкового объекта, речевой ситуации; сопоставить несколько вариантов решения задачи, выбрать наиболее подходящий (на основе предложенных вариантов); выполнить по предложенному плану проектное задание; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым воздействием (классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможные процессы развития, события и их последствия в аналогичных или сходных установках. У обучающихся формируются методы работы с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: выбор источника информации: словарь, справочник; согласно заданному алгоритму нахождения в предложенном источнике (словаре, справочнике) информации, представленной в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учетелем прохождения ее проверки (с помощью словаря, справочников); соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информация о написании и произнесении слов, о объяснении слов, о происхождении слов, о синонимах слов); анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной программой; самостоятельно создавать схемы таблиц для представления лингвистической информации; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем. У обучающихся формируются навыки общения как часть коммуникативных универсальных научных действий: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с требованиями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение; построить речевое высказывание в соответствии с поставленной группой; создание устных и письменных текстов (описание, рассуждение, повествование); подготавливать небольшие публичные выступления; Подобрать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. У обучающихся разрабатываются методы самоорганизации как части регулятивных универсальных научных действий: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выработка последовательности выбранных действий. У обучающихся формируются навыки самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий: обеспечение устойчивости успеха (неудач) учебной деятельности; корректировать свои технологические действия для устранения речевых и орфографических ошибок. У обучающихся сформированы навыки совместной деятельности: сформулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в рамках (типовой) ситуации на основе предложенного формирования планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принять цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее участию (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и совместный результат работы); обеспечить готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценить свой вклад в общий результат; Выполняем собственные проектные задания с использованием предложенных образцов. Предметные результаты изучения родного (башкирского) языка. К окончанию обучения в 1 классе обучающийся учится: различать слово и предложение; популярные слова из предложений; различать характерные гласные звуки башкирского языка [о], [ы], [э], [ө], [ү], [ә] и обозначающие их буквы; проявлять характерные согласные звуки башкирского языка [ҡ], [ғ], [һ], [ҙ], [ҫ], [ң] и обозначающие их буквы; различать гласные: мягкие – [ә], [ө], [ү], [э], [и]; твёрдые – [а], [у], [о], [ы]; проявлять обозначение при письме твердости согласных звуков буквами башкирского языка а, о, у, ы; отображать обозначение при письме мягко и согласно звуковым буквам ә, ө, ү, э (е), и, а также буквами е, ё, ю, я; различать произношение буквы в: в заимствованных из русского языка словах – как звука [в]: вагон, ваза; в башкирских словах – как звука [w]: ваҡыт [wаҡыт]; выделять звуки из слова; различать гласные и согласные звуки (в том числе различать в слове согласный звук [й’] и гласный звук [и]); различать гласные звуки: мягкие и твёрдые; различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие (вне слова и в слове); различать понятия «звук» и «буква»; работать со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; определять количество слогов в слове; делить слова на слоги (простые случаи: слова без стечения согласных); читать целыми словами вслух и про себя; читать слова, предложения, тексты осознанно, правильно, в темпе и выразительно; обозначать при письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я; иметь представления о правописании буквы й перед буквами о, ө, ү, ы, ә и в начале слова: йомаҡ, йөн, йүкә, йылы, йәй; иметь представления о правописании букв ю, я, ё в начале слов (так же, как в словах, заимствованных из русского языка: юрған, япраҡ, ёлка); правильно обозначать звук [йэ] буквой е в начале, в середине и в конце слова, несмотря на то что в середине и в конце слова слышится звук э, пишется е: ер [йэр], кеше [кэшэ], етмеш [йэтмэш]; правильно называть буквы башкирского алфавита; использовать знание последовательности букв башкирского алфавита для упорядочения небольшого списка слов; выполнять начертание письменных прописных и строчных букв башкирского языка; писать аккуратным разборчивым почерком прописные и строчные буквы, соединения букв, слова; писать под диктовку слова и предложения, написание которых не расходится с их произношением; иметь представления о приемах и последовательности правильного списывания текста; понимать функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса; применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички животных); перенос слов по слогам (простые случаи: слова из слогов типа «согласный и гласный»); правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 25 слов; писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из 3–5 слов, тексты объёмом не более 20 слов, правописание которых не расходится с произношением; находить и исправлять ошибки по изученным правилам; понимать прослушанный текст; читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения; находить в тексте слова, значение которых требует уточнения; составлять предложение из набора предложенных слов; восстанавливать деформированные предложения; устно составлять текст из 3–5 предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям; использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач; воспринимать и понимать слова, предложения и текст на башкирском языке при его прослушивании и при самостоятельном чтении вслух; воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа; использовать алфавит для упорядочения списка слов; переводить слова с русского языка на башкирский язык для восприятия их звучания и понимания смысла; определять сходства и различия слова и предложения; устанавливать связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов; восстанавливать деформированные предложения; определять цель общения, с кем и где происходит общение; участвовать в ситуациях устного общения (чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписи); соблюдать нормы речевого этикета башкир в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). 1 КЛАСС К концу обучения в 1 классе обучающийся научится: различать слово и предложение; выделять слова из предложений; различать характерные гласные звуки башкирского языка [о], [ы], [э], [ө], [ү], [ә] и обозначающие их буквы; различать характерные согласные звуки башкирского языка [ҡ], [ғ], [һ], [ҙ], [ҫ], [ң] и обозначающие их буквы; различать гласные: мягкие – [ә], [ө], [ү], [э], [и]; твёрдые – [а], [у], [о], [ы]; различать обозначение при письме твердости согласных звуков буквами башкирского языка а, о, у, ы; различать обозначение при письме мягкости согласных звуков буквами ә, ө, ү, э (е), и, а также буквами е, ё, ю, я; различать произношение буквы в: в заимствованных из русского языка словах – как звука [в]: вагон, ваза; в башкирских словах – как звука [w]: ваҡыт [wаҡыт]; выделять звуки из слова; различать гласные и согласные звуки (в том числе различать в слове согласный звук [й’] и гласный звук [и]); различать гласные звуки: мягкие и твёрдые; различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие (вне слова и в слове); различать понятия «звук» и «буква»; работать со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; определять количество слогов в слове; делить слова на слоги (простые случаи: слова без стечения согласных); читать целыми словами вслух и про себя; читать слова, предложения, тексты осознанно, правильно, в темпе и выразительно; обозначать при письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я; иметь представления о правописании буквы й перед буквами о, ө, ү, ы, ә и в начале слова: йомаҡ, йөн, йүкә, йылы, йәй; иметь представления о правописании букв ю, я, ё в начале слов (так же, как в словах, заимствованных из русского языка: юрған, япраҡ, ёлка); правильно обозначать звук [йэ] буквой е в начале, в середине и в конце слова, несмотря на то что в середине и в конце слова слышится звук э, пишется е: ер [йэр], кеше [кэшэ], етмеш [йэтмэш]; правильно называть буквы башкирского алфавита; использовать знание последовательности букв башкирского алфавита для упорядочения небольшого списка слов; выполнять начертание письменных прописных и строчных букв башкирского языка; писать аккуратным разборчивым почерком прописные и строчные буквы, соединения букв, слова; писать под диктовку слова и предложения, написание которых не расходится с их произношением; иметь представления о приемах и последовательности правильного списывания текста; понимать функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса; применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички животных); перенос слов по слогам (простые случаи: слова из слогов типа «согласный и гласный»); правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 25 слов; писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из 3–5 слов, тексты объёмом не более 20 слов, правописание которых не расходится с произношением; находить и исправлять ошибки по изученным правилам; понимать прослушанный текст; читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения; находить в тексте слова, значение которых требует уточнения; составлять предложение из набора предложенных слов; восстанавливать деформированные предложения; устно составлять текст из 3–5 предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям; использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач; воспринимать и понимать слова, предложения и текст на башкирском языке при его прослушивании и при самостоятельном чтении вслух; воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа; использовать алфавит для упорядочения списка слов; переводить слова с русского языка на башкирский язык для восприятия их звучания и понимания смысла; определять сходства и различия слова и предложения; устанавливать связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов; восстанавливать деформированные предложения; определять цель общения, с кем и где происходит общение; участвовать в ситуациях устного общения (чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписи); соблюдать нормы речевого этикета башкир в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). К концу обучения во 2 классе обучающийся научится: осознавать язык как основное средство общения людей разных национальностей и явление национальной культуры народов; наблюдать, сравнивать и анализировать звуки, буквы, слова, предложения на башкирском и русском языках; характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам: гласный и согласный; гласные: мягкие и твёрдые; согласный парный – непарный по твёрдости – мягкости; согласный парный – непарный по звонкости – глухости; употреблять в слове гласные одного ряда (твёрдые или мягкие): балалар, бәләкәстәрҙеке, ҡунаҡтарыбыҙҙың, Өфөлә; произносить букву В в словах, заимствованных из русского языка как звук [в], в словах на башкирском языке как звук [w] в соответствии с нормами современного башкирского литературного языка; определять количество слогов в слове (в том числе при стечении согласных); делить слово на слоги; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я; использовать небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного); правильно ставить ударение в башкирском языке: на последнем слоге слова, на слое перед частицей отрицания -ма, -мә; на первом слоге в вопросительных местоимениях; выявлять слова, значение которых требует уточнения с помощью толкового словаря; различать синонимы, антонимы (на элементарном уровне); находить однокоренные (родственные) слова; выделять в слове корень (простые случаи); выделять в слове окончание; выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значение и уточнять значение по учебным словарям; случаи употребления синонимов и антонимов (без называния терминов); различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями; изменять слова с помощью окончаний; распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»; задавать вопрос «кто?» при назывании людей; различать имена собственные и нарицательные; изменять имена существительные по числам (в рамках изученных слов); распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?», «что делали?»; изменять изученные глаголы по лицам и числам (по предложенному алгоритму); образовать отрицательную форму глагола с помощью частиц -ма, -мә; распознавать глагол с отрицательным значением; распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»; распознавать слова, отвечающие на вопросы «сколько?», «который, какой?»; различать простые и сложные числительные; ставить логическое ударение, выделяя в устной речи одного из слов предложения; определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске; находить место орфограммы в слове и между словами по изученным правилам; применять изученные правила правописания (чередование парных звонких и глухих согласных в корне слова; прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; слитное написание словообразующих окончаний с именами существительными, разделительный ь и ъ, слитное написание аффикса отрицания -ма, -мә; перенос слов со строки на строку); правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 50 слов; писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объёмом не более 45 слов с учетом изученных правил правописания; находить и исправлять ошибки по изученным правилам; пользоваться толковым, орфографическим словарями учебника; строить устное диалогическое и монологическое высказывания (2–4 предложения на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; использовать для перевода русско-башкирский словарь учебника; определять значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря; формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1–2 предложения); составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам; определять типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление); определять последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли; тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему; определять последовательность частей текста (абзацев); составлять текст из разрозненных предложений, частей текста; корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев; формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте; выразительно читать текст вслух с соблюдением правильной интонации; составлять устный рассказ по репродукции картины и по личным наблюдениям и вопросам; находить в тексте слова, значение которых требует уточнения; писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 30–45 слов с использованием вопросов; писать записку, поздравление и поздравительную открытку; объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия; вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и другие); вести диалог с соблюдением норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы; составлять устный рассказ по репродукции картины, по личным наблюдениям и вопросам. 2 КЛАСС К концу обучения во 2 классе обучающийся научится: осознавать язык как основное средство общения людей разных национальностей и явление национальной культуры народов; наблюдать, сравнивать и анализировать звуки, буквы, слова, предложения на башкирском и русском языках; характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам: гласный и согласный; гласные: мягкие и твёрдые; согласный парный – непарный по твёрдости – мягкости; согласный парный – непарный по звонкости – глухости; употреблять в слове гласные одного ряда (твёрдые или мягкие): балалар, бәләкәстәрҙеке, ҡунаҡтарыбыҙҙың, Өфөлә; произносить букву В в словах, заимствованных из русского языка как звук [в], в словах на башкирском языке как звук [w] в соответствии с нормами современного башкирского литературного языка; определять количество слогов в слове (в том числе при стечении согласных); делить слово на слоги; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я; использовать небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного); правильно ставить ударение в башкирском языке: на последнем слоге слова, на слое перед частицей отрицания -ма, -мә; на первом слоге в вопросительных местоимениях; выявлять слова, значение которых требует уточнения с помощью толкового словаря; различать синонимы, антонимы (на элементарном уровне); находить однокоренные (родственные) слова; выделять в слове корень (простые случаи); выделять в слове окончание; выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значение и уточнять значение по учебным словарям; случаи употребления синонимов и антонимов (без называния терминов); различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями; изменять слова с помощью окончаний; распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»; задавать вопрос «кто?» при назывании людей; различать имена собственные и нарицательные; изменять имена существительные по числам (в рамках изученных слов); распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?», «что делали?»; изменять изученные глаголы по лицам и числам (по предложенному алгоритму); образовать отрицательную форму глагола с помощью частиц -ма, -мә; распознавать глагол с отрицательным значением; распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»; распознавать слова, отвечающие на вопросы «сколько?», «который, какой?»; различать простые и сложные числительные; ставить логическое ударение, выделяя в устной речи одного из слов предложения; определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске; находить место орфограммы в слове и между словами по изученным правилам; применять изученные правила правописания (чередование парных звонких и глухих согласных в корне слова; прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; слитное написание словообразующих окончаний с именами существительными, разделительный ь и ъ, слитное написание аффикса отрицания -ма, -мә; перенос слов со строки на строку); правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 50 слов; писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объёмом не более 45 слов с учетом изученных правил правописания; находить и исправлять ошибки по изученным правилам; пользоваться толковым, орфографическим словарями учебника; строить устное диалогическое и монологическое высказывания (2–4 предложения на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; использовать для перевода русско-башкирский словарь учебника; определять значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря; формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1–2 предложения); составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам; определять типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление); определять последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли; тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему; определять последовательность частей текста (абзацев); составлять текст из разрозненных предложений, частей текста; корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев; формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте; выразительно читать текст вслух с соблюдением правильной интонации; составлять устный рассказ по репродукции картины и по личным наблюдениям и вопросам; находить в тексте слова, значение которых требует уточнения; писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 30–45 слов с использованием вопросов; писать записку, поздравление и поздравительную открытку; объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия; вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и другие); вести диалог с соблюдением норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы; составлять устный рассказ по репродукции картины, по личным наблюдениям и вопросам. 3 КЛАСС К концу обучения в 3 классе обучающийся научится: осознавать язык как отражение жизни, традиций, обычаев людей, проводя лингвистическое мини-исследование путём сравнения иллюстраций к русским и башкирским сказкам; характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки башкирского языка вне слова и в слове по заданным параметрам; производить звуко-буквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без транскрипции); определять функцию разделительных мягкого и твердого знаков в словах; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я в словах с разделительными ь, ъ; правильно использовать буквы у, ү между гласными звуками и в конце слова; использовать алфавит при работе со словарями, справочниками, каталогами; различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина); различать однокоренные слова и синонимы; выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи и устаревшим словам; распознавать слова, употребленные в прямом и переносном значении (простые случаи); определять значение слова в тексте; выделять в словах корень (простые случаи); выделять в слове окончание как изменяемая часть слова; распознавать имена существительные; определять грамматические признаки имён существительных: число, падеж; склонять в единственном числе имена существительные; различать падежные окончания имён существительных; различать имена существительные одушевленные и неодушевленные; производить морфологический разбор имён существительных; распознавать имена прилагательные; определять качественные и относительные прилагательные (без терминов), степени сравнения имён прилагательных; производить морфологический разбор имён прилагательных; различать глаголы; определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число и категорию отрицания; ставить вопросы к глаголу настоящего и прошедшего времени в единственном числе; задавать вопросы к глаголу настоящего и прошедшего времени во множественном числе; изменять по лицам и числам отрицательную форму глагола; производить морфологический разбор глагола; распознавать личные местоимения (в начальной форме); определять падеж и число личных местоимений; производить морфологический разбор личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте; распознавать имя числительное; определять количественные и порядковые числительные и их падежи и ставить вопросы; ставить вопросы к падежам числительного; определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске; находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; распознавать распространенные и нераспространенные предложения; наблюдать за однородными членами предложения с союзами и, а, но и без союзов; чередовать согласные звуки [ҡ], [к], [п] со звуками [ғ], [г], [б] в конце слова при присоединении окончаний: ҡалаҡ – ҡалағым; көрәк – көрәгем; китап – китабым; находить в предложении слова-обращения; находить место орфограммы в слове и между словами по изученным правилам; правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не более 70 слов; писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учетом изученных правил правописания; находить и исправлять ошибки по изученным правилам; использовать орфографический словарь для определения (уточнения) написания слова; анализировать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию; формулировать простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации устно и письменно (1–2 предложения); строить устное диалогическое и монологическое высказывания (3–5 предложений на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; создавать небольшие устные и письменные тексты (2–4 предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета; писать сообщения, отзывы, небольшие сочинения, объявления; определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений, синонимов, союзов: һәм (и), ләкин (но); определять ключевые слова в тексте; определять тему и основную мысль текста (закрепление); озаглавливать текст; выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их смысловое содержание; составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст; писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно составленному плану; объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия; уточнять значение слова с помощью толкового словаря; ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединенными союзами и без союзов; запятую после слова-обращения. 4 КЛАСС К концу обучения в 4 классе обучающийся научится: изучать, сравнивать информацию на разных языках, используя возможности электронных образовательных ресурсов, для ознакомления с духовнонравственными ценностями народов нашей страны; иметь представления о различных методах познания языка – наблюдении, анализе, лингвистическом эксперименте, мини-исследовании, проекте; осознавать роль башкирского языка как государственного языка Республики Башкортостан; осознавать устную и письменную речь как важный показатель общей культуры человека; давать характеристику, сравнение, классификацию звукам вне слова и в слове по заданным параметрам; соблюдать нормы произношения звуков и сочетаний звуков башкирского языка; использовать орфоэпические словари башкирского языка при определении правильного произношения слов; использовать в речи синонимы, антонимы, устаревшие слова (простые случаи); наблюдать за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи); проводить звуко-буквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом); подбирать к предложенным словам синонимы и антонимы; выявлять в речи слова, значение которых требует уточнение, определять значение слова по контексту; определять основу слова, окончания, изменяющие слова; образовывать новые слова с помощью окончаний; проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами; составлять схему состава слова; соотносить состав слова с представленной схемой; устанавливать принадлежность слова к определенной части речи (в объёме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков; определять грамматические признаки имён существительных: склонение, число, падеж; проводить разбор имени существительного как части речи; определять грамматические признаки имён прилагательных: образование прилагательных с помощью словообразующих окончаний, разряды (качественные, относительные) прилагательных; степени сравнения прилагательных; находить неопределенную форму глагола; различать изъявительное и повелительное наклонения глагола; задавать вопросы к формам прошедшего времени изъявительного наклонения («нимә эшләне?» («что сделал?»), настоящего времени («нимә эшләй?» («что делает?»), будущего времени («нимә эшләр?» («что сделает?»), глагола; определять повелительное наклонение глагола (тор (встань), ултыр (садись) и ставить вопросы к нему («нимә эшлә?» («что ты должен сделать?»); определять вопросы 1, 2, 3 лица глагола в единственном и множественном числах; определять грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); проводить разбор глагола как части речи; определять синтаксическую функцию числительных; проводить морфологический разбор имён числительных; находить наречие, определять значение, ставить вопросы, объяснять употребление в речи; различать союзы в простых и сложных предложениях; определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме: лицо, число; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте; различать вопросительные местоимения; местоимения образа действия, времени и места; различать предложение, словосочетание и слово; классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске; различать распространенные и нераспространенные предложения; различать второстепенные члены предложения: определение, дополнение и обстоятельство путём постановки вопросов к главным членам предложения и обозначаемых ими значений; распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения с однородными членами; использовать предложения с однородными членами в речи; разграничивать простые распространенные и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочиненные и бессоюзные сложные предложения без называния терминов); составлять простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые и бессоюзные сложные предложения без называния терминов); производить синтаксический разбор простого предложения; находить место орфограммы в слове и между словами по изученным правилам; писать с соблюдением каллиграфических требований (с графически правильным начертанием букв, чётко и достаточно быстрым выполнением письма); правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов; писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учетом изученных правил правописания; находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки по изученным правилам; осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение); выбирать языковые средства в ситуации общения; строить устное диалогическое и монологическое высказывания (4–6 предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого взаимодействия; создавать небольшие устные и письменные тексты (3–5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения (сообщение, отзыв, сборник творческих работ, классная стенгазета); определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с использованием темы или основной мысли; корректировать порядок предложений и частей текста; осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно); осуществлять выборочный пересказ текста (устно); писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам; работать с текстом; формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации; интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию; объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия; уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе из числа верифицированных электронных ресурсов, включенных в федеральный перечень; ставить знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых; в предложении с прямой речью после слов автора (наблюдение). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего 1 Блок: «Я изучаю башкирский язык» 2 2 Фонетика. Блок: «Знакомство» 2 3 Графика. Блок:«Моя школа» 5 4 Лексика. Блок:«Я и моя семья» 2 5 Синтаксис. Блок: «Я и мои друзья» 2 6 Орфография и пунктуация. Блок: «Минең республикам» («Моя республика») 2 7 Развитие речи. Блок: «Мине уратып алған донъя» («Мир вокруг меня») 2 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 17 Контрольные работы Практические работы 0 0 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 2 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего 1 Блок: «Мин башҡорт телен өйрәнәм» («Я изучаю башкирский язык») 2 2 Фонетика и графика. Блок: «Танышыу» («Знакомство»). Блок: «Минең мәктәбем» («Моя школа») 2 3 Лексика. Блок: «Мин һәм минең ғаиләм» («Я и моя семья») 2 4 Состав слова (морфемика). Блок: «Мин һәм минең дуҫтарым» («Я и мои друзья») 2 5 Морфология. Блок: «Минең республикам» («Моя республика»). Блок «Мине уратып алған донъя» («Мир вокруг меня») 3 6 Синтаксис. Блок: «Мине уратып алған донъя» («Мир вокруг меня») 3 7 Развитие речи. «Мине уратып алған донъя» («Мир вокруг меня») 3 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 17 Контрольные работы Практические работы 0 0 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 3 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего 1 Блок: «Я изучаю башкирский язык» 2 2 Фонетика и графика. Блок «Знакомство» 2 3 Лексика. Блок: «Моя школа» 2 4 Состав слова (морфемика). Блок: «Я и моя семья» 4 5 Морфология. Части речи. Блок: «Я и мои друзья» 2 6 Синтаксис. Блок: «Моя республика» 2 7 Развитие речи. Блок: «Мир вокруг меня» 3 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 17 Контрольные работы Практические работы 0 0 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 4 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего 1 «Я изучаю башкирский язык» 2 2 Фонетика и графика. Блок: «Знакомство» 3 3 Лексика. Блок:«Моя школа» 2 4 Состав слова (морфемика). Блок: «Я и моя семья» 2 5 Морфология. Блок: «Я и мои друзья» 3 6 Синтаксис. Блок: «Моя республика» 3 7 Развитие речи. Блок:«Мир вокруг меня» 2 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 17 Контрольные работы Практические работы 0 0 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего 1 Алфавит. 1 2 Звуки,буквы Оо, Ыы, Ээ 1 3 Звуки,буквыӘә, Өө , Үү 1 4 Звуки,буквыҠҡ, Ғғ, Һһ Ҙҙ 1 5 Звуки,буквы ҫ-, ң 1 6 Звуки,буквы Ее-Юю-Яя 1 7 Звуки,буквы Йй 1 8 Звуки,буквы Х-Һ 1 9 Звуки,буквы Г-Ғ 1 10 Звуки,буквы О-Ө 1 11 Звуки,буквы Ъ-ь 1 12 Слова ,обозначающие предмет 1 13 Слова ,обозначающие действия предмета 1 14 Слова ,обозначающие признак предмета 1 15 Диалог 1 16 Перенос слова 1 17 Повторение пройденного материала 1 Контрольные работы Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 17 0 0 2 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего 1 Специфические буквы и звуки башкирскогот языка. 1 2 Вопросы Кто? Что? 1 3 Буквы и звуки.Гласные и согласные 1 4 Окончания -мы, -ме. 1 5 Числительное. Порядковые числительные. 1 6 Слоги.Перенос слова. 1 7 Вопрос Что делает? 1 8 Притяжательные местоимения “Мой, твой, его” 1 9 Притяжательные местоимения «Наш, ваш, их » 1 10 Чередование букв Ҡ - Ғ, К -Г 1 11 Чередование буквы П - Б 1 12 Окончания - лы, -ло, -ле, -лө 1 13 Окончания -һыҙ, -һоҙ, -һеҙ, -һөҙ 1 14 Окончания -ма, -мә 1 15 Слова ,обозначающие действие 1 16 Слова, обозначающие признак предмета 1 Контрольные работы Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы Главные члены предложения 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 17 17 0 0 3 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего 1 Речь. Типы речи. 1 2 Текст. Части текста. 1 3 Главные и второстепенные члены предложения 1 4 Однозначные и многозначные слова 1 5 Синонимы. Антонимы.Омонимы. 1 6 Однокоренные и сложные слова. 1 7 Слоги.Перенос слова. 1 8 Гласные и согласные звуки. 1 9 Особенности употребления букв О и Ө в корнях башкирских слов. 1 10 Имя существительное. 2 11 Окончания множественного числа существительных. 1 12 Склонение существительных. 1 13 Глагол. Окончания –ма, -мә 1 14 Степени сравнения. 1 15 Местоимения. Личные и притяжетельные местоимения 1 16 Повторение. 1 Контрольные работы Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 17 0 0 4 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего 1 Речь и типы текстов. 1 2 Распространенные и нераспространенные предложения 1 3 Второстепенный член предложения – определение 1 4 Второстепенный член предложения – дополнение 1 5 Второстепенный член предложения – обстоятельство 1 6 Словосочетание 1 7 Лексика башкирского языка. Однозначные и многозначные слова 1 8 Состав слова. Корень и окончание 1 9 Сложные слова. Способы их образования 1 10 Категория принадлежности имен существительных 1 11 Изменение имен существительных по падежам. 1 12 Имя прилагательное 1 13 Степени сравнения прилагательных 1 Контрольные работы Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы 14 Имя числительное. 1 15 Местоимения. 1 16 Глагол. 1 17 Повторение пройденного материала 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 17 0 0