МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Башкортостан Управление образования Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан МАОУ Школа № 129 им. С.И. Зорина РАССМОТРЕНО Руководителем МК МАОУ Школа №129 им.С.И.Зорина Лобовой И.А. Протокол № 1 от «28» августа 2024г. СОГЛАСОВАНО Заместителем директора по УВР МАОУ Школа №129 им.С.И.Зорина Мироновой О.В. Протокол № 1 от «30» августа 2024г. УТВЕРЖДЕНО Директором МАОУ Школа №129 им.С.И.Зорина Чугаевой О.А. Приказ № 170 от «30» августа 2024г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 5643017) учебного предмета "Родной (русский) язык" для обучающихся 1-4 классов Уфа 2024 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по родному (русскому) языку для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г. № 64100), Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК» Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение». Содержание предмета «Родной (русский) язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной (русский) язык» не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса. В содержании предмета «Родной (русский) язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность. Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка. Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, 3 представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико - ориентированный характер. Задачами данного курса являются: совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции; изучение исторических фактов развития языка; расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.); включение учащихся в практическую речевую деятельность. В соответствии с этим в программе выделяются три блока. Первый блок — «Русский язык: прошлое и настоящее» — включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира. Второй блок — «Язык в действии» — включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни. Третий блок — «Секреты речи и текста» — связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК» 4 Целями изучения русского родного языка являются: осознание русского языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей русского народа; понимание значения родного языка для освоения и укрепления культуры и традиций своего народа, осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса к родному языку и желания его изучать, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него — к родной культуре; овладение первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Российской Федерации, о месте русского языка среди других языков народов России; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения; овладение первоначальными представлениями о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национальнокультурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете; овладение выразительными средствами, свойственными русскому языку; совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке; совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию; приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Нормативный срок освоения учебного предмета «Родной (русский) язык» на уровне начального общего образования – 4 года – 1, 2, 3, 4 классы. Всего на изучение учебного предмета – 135 ч: в 1 классе - 16 часа (0,5 часа в неделю, 33 учебные недели); во 2-4 классах – 51 час (по 17 часов 34 учебные недели в каждом классе по 0,5 часа в неделю). 5 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1 КЛАСС Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее. Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита. Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т.д.).2) Как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.) Раздел 2. Язык в действииКак нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов). Роль логического ударения. Смыслоразличительная роль ударения. Звукопись в стихотворном художественном тексте.Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов). Раздел 3. Секреты речи и текста. Общение. Устная и письменная речь. Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание). Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках). Наблюдение за текстами разной стилистической принадлежности. 2 КЛАСС Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее. Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька). Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Раздел 2. Язык в действии. Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений. Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов. 6 Совершенствование орфографических навыков.Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.). Раздел 3. Секреты речи и текста. Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища). Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебнонаучной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты ивы. Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне). Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор. Создание текстов-инструкций с опорой на предложенный текст. Создание текстовповествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках. Создание текста: развёрнутое толкование значения слова. 3 КЛАСС Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее. Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим). Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений). Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник). Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь). Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т.п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий. Раздел 2. Язык в действии. Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик,зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне). Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. 7 Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложнопадежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного). Совершенствование навыков орфографического оформления текста. Раздел 3. Секреты речи и текста. Особенности устного выступления. Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами. Создание текстоврассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного). Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе). Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.). 4 КЛАСС Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее. Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением. Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица). Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т.д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму. Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов. Раздел 2. Язык в действии. Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне). История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.Творческая работа (мини-сочинение) «Можно ли про одно и то же сказать по-разному?» 8 Раздел 3. Секреты речи и текста. Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. Информативная функция заголовков. Типы заголовков. Особенности озаглавливания сообщения.Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица. Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности. Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста. Синонимия речевых формул (на практическом уровне). 9 ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты при реализации основных направлений воспитательной деятельности: гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение родного русского языка, отражающего историю и культуру страны;осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями; уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях; духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения; трудового воспитания:осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных 10 произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений; экологического воспитания:бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; неприятие действий, приносящих ей вред; ценности научного познания:первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия. Базовые логические действия: сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц; объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку; определять существенный признак для классификации языковых единиц; классифицировать языковые единицы; находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц; выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. Базовые исследовательские действия: с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. Работа с информацией:выбирать источник получения 11 информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия. Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. Совместная деятельность: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия. Самоорганизация:планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий. 12 Самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц; находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку; сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» должно обеспечивать: - воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка; - приобщение к литературному наследию русского народа; - обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; - расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров. Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать: 1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа: - осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;- осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа; - осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка; - распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика); - понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление эпитетов и сравнений в речи; 13 - понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного); - понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного); - понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного). 2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике: - осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека; - соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного); 3. Соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); - обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; - соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка: - произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов); осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка: - выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; - проведение синонимических замен с учётом особенностей текста; - выявление и исправление речевых ошибок в устной речи; - редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:употребление отдельных грамматических форм имён существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имён существительных; - употребление отдельных глаголов в форме 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени; 14 - выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени); - редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок;соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе): - соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста; - соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;совершенствование умений пользоваться словарями: - использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования; - использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста; - использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения; - использование учебных словарей для уточнения состава слова; - использование учебных этимологических словарей для уточнения происхождения слова; - использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов. 4. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета: - владение различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа; - владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа; - чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определение языковых особенностей текстов; - умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текстов: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами; - умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту; 15 - умение осуществлять информационную переработку прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица; - уместное использование коммуникативных приёмов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;уместное использование коммуникативных приёмов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; - умение строить устные сообщения различных видов: развёрнутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад; - создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации; - создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами); - создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме; - оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; - редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов; соблюдение основных норм русского речевого этикета: - соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета; - различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ изучения учебного предмета «Родной (русский) язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях. 1 КЛАСС В конце первого года изучения курса «родного (русского) языка в начальной школе учащийся научится: ● при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»: - распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике ;- использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова; - понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; ● при реализации содержательной линии «Язык в действии»: 16 - произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); - осознавать смыслоразличительную роль ударения; ● при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»: - различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; - владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; - владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа; анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нём наиболее существенные факты. 2 КЛАСС В конце второго года изучения курса русского родного языка в начальной школе учащийся научится: ● при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»: - распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки), понимать значение устаревших слов по указанной тематике; - использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;- понимать значения фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; - осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения; ● при реализации содержательной линии «Язык в действии»: - произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); - осознавать смыслоразличительную роль ударения; - проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; - пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова; - пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов; ● при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»: - различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; - владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; - использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; - использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; 17 - владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами; - создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст; - создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках. 3 КЛАСС В конце третьего года изучения курса русского родного языка в начальной школе учащийся научится: ● при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»: - распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, называющие природные явления и растения; слова, называющие занятия людей; слова, называющие музыкальные инструменты); распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения; наблюдать особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова; - понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; - понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;- использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; ● при реализации содержательной линии «Язык в действии»: - произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); - выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; - проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; - правильно употреблять отдельные формы множественного числа имен существительных; - пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова; - пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов; ● при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»: 18 - различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; - владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; - использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; - использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения ;- владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа - анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами; - создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами; - оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; - соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста; - редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла. 4 КЛАСС В конце четвёртого года изучения курса русского родного языка в начальной школе учащийся научится: ● при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»: - распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями); - распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; - осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи; - использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; - понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения; - использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; ● при реализации содержательной линии «Язык в действии»: 19 - соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного); - соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного); - произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); - выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; - проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; - заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени; - выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени); - соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста; - пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова; - пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова; ● при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»: - различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; - владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; - использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; - владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа; - анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами; - составлять план текста, не разделённого на абзацы; - пересказывать текст с изменением лица; - создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами; - оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; 20 - редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла; - соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста. 21 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы 1 Секреты речи и текста 2 Контрольные работы Практические работы 4 0 0 Язык в действии 5 0 0 3 Русский язык: прошлое и настоящее 4 0 0 4 Секреты речи и текста 3 0 0 16 0 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Всего Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека Инфоурок https://infourok.ru Библиотека Инфоурок https://infourok.ru Библиотека Инфоурок https://infourok.ru 2 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы 1 Русский язык: прошлое и настоящее 2 3 Контрольные работы Практические работы 6 0 0 Язык в действии 7 0 1 Секреты речи и текста 4 1 0 17 1 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Всего Электронные (цифровые) образовательные ресурсы http://schoolcollection.edu.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ 22 3 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы 1 Русский язык: прошлое и настоящее 2 3 Контрольные работы Практические работы 6 0 1 Язык в действии 6 0 1 Секреты речи и текста 5 1 0 17 1 2 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Всего Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8 4 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы 1 Русский язык: прошлое и настоящее 2 Язык в действии 3 Секреты речи и текста ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Контрольные работы Практические работы 6 0 0 4 0 0 7 1 1 17 1 1 Всего Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 https://ribc37.ru/article/elearning-resources http://dic.academic.ru 23 1 КЛАСС Количество часов № п/п 1 2 3 Тема урока Раздел 1. Секреты речи и текста. Общение. Устная и письменная речь. Стандартные обороты речи для участия в диалоге. Учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Имена в малых жанрах фольклора. Всего Контрольные работы Практические работы 1 0 0 Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы Библиотека Инфоурок https://infourok.ru 1 0 0 Библиотека Инфоурок https://infourok.ru 1 0 0 Библиотека Инфоурок https://infourok.ru 4 5 6 7 Цели и виды вопросов: вопросуточнение, вопрос как запрос на новое содержание. 1 Раздел 2. Язык в действии. Роль логического ударения. 1 Звукопись в стихотворном художественном тексте. 1 Как нельзя произносить слова. 0 0 Библиотека Инфоурок https://infourok.ru 0 0 Библиотека Инфоурок https://infourok.ru 0 0 Библиотека Инфоурок https://infourok.ru 1 0 0 Библиотека Инфоурок https://infourok.ru 8 9 Смыслоразличительная роль ударения 1 Наблюдение за сочетаемостью слов. 1 0 0 Библиотека Инфоурок https://infourok.ru 0 0 Библиотека Инфоурок 24 https://infourok.ru 10 11 12 13 14 Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее. Как появились буквы современного русского алфавита. Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Значение устаревших слов данной тематики. Русские пословицы и поговорки, связанные с письменностью. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т.д.). Русские пословицы и поговорки, связанные с жилищем. Различные приемы слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа. Раздел 4. Секреты речи и текста. Наблюдение за текстами разной стилистической принадлежности. 1 0 0 Библиотека Инфоурок https://infourok.ru 1 0 0 Библиотека Инфоурок https://infourok.ru 1 0 0 Библиотека Инфоурок https://infourok.ru 1 0 0 Библиотека Инфоурок https://infourok.ru 1 0 0 Библиотека Инфоурок https://infourok.ru 15 Составление текстов (по картине, по опорным словам. 1 16 Анализ информации прочитанного и прослушанного текста: выделение в нем наиболее существенных 1 0 0 Библиотека Инфоурок https://infourok.ru 0 0 Библиотека Инфоурок https://infourok.ru 25 фактов. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 16 0 0 26 2 КЛАСС Количество часов № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Тема урока Раздел 1. Русский язык: Прошлое и настоящее. По одежке встречают…Что и как слова могут рассказать об одежде. Ржаной хлебушко калачу дедушка. Что и как слова могут рассказать о еде. Если хорошие щи, так другой пищи не ищи. Лексические единицы с национально-культурной семантикой Каша – кормилица наша. Пословицы, поговорки, фразеологизмы. Делу время, потехе час. Что и как могут рассказать слова о детских забавах. В решете воду не удержишь. Лексические единицы с национальнокультурной семантикой: домашняя утварь. Самовар кипит, уходить не велит. Лексические единицы с национальнокультурной семантикой: традиции русского чаепития. Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы Всего Контрольные работы Практические работы 1 0 0 http://schoolcollection.edu.ru/ 1 0 0 http://schoolcollection.edu.ru/ 1 0 0 http://schoolcollection.edu.ru/ 1 0 0 http://schoolcollection.edu.ru/ 1 0 0 http://schoolcollection.edu.ru/ 1 0 0 http://schoolcollection.edu.ru/ 1 0 0 http://schoolcollection.edu.ru/ 27 Раздел 2. Язык в действии. Помогает ли ударение различать слова? Для чего нужны синонимы и 9 антонимы? Как появляются фразеологизмы и 10 пословицы? Восстановление деформированного 11 текста. Работа над ошибками. Как можно объяснить значение слова? 12 Встречается ли в сказках необычное ударение? Раздел 3. Секреты речи и текста. 13 Учимся вести диалог. Составляем развернутое толкование 14 значения слова. 15 Контрольный диктант. Работа над ошибками. 16 Устанавливаем связь предложений в тексте. Создаем тексты – инструкции и 17 тексты повествования. Итоговое занятие. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 8 1 0 0 http://schoolcollection.edu.ru/ 1 0 0 http://schoolcollection.edu.ru/ 1 0 0 http://schoolcollection.edu.ru/ 1 0 0 1 0 0 http://schoolcollection.edu.ru/ 1 0 0 http://schoolcollection.edu.ru/ 1 0 0 http://schoolcollection.edu.ru/ 1 1 0 1 0 0 http://schoolcollection.edu.ru/ 1 0 0 http://schoolcollection.edu.ru/ 17 1 0 28 3 КЛАСС Количество часов № п/п 1 2 3 4 Тема урока Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее. Синонимы. Антонимы. Оттенки значений. Слова с суффиксами оценки. Гнезда слов с корнями -брат-, -друг-. Жизнь слова (на примере слова дружина): что обозначало в разные времена, почему сохранилось? Пословицы, поговорки, фразеологизмы, в которых отражены особенности мировосприятия и отношений между людьми Что и как могут рассказать слова о природе. "Говорящие" слова: названия дождя, снега, ветра; названия растений. Пословицы и поговорки, в которых отражены природные явления. Что и как могут рассказать слова о занятиях людей и профессиях. Слова, называющие занятия людей, Контрольные работы Практические работы 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 Всего Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8 29 5 6 7 8 9 например, плотник, столяр, врач, ямщик, извозчик, коробейник. Способы толкования значения слова: с помощью родственных слов, с помощью синонимов. Устаревшие слова. Жизнь слова: отражение занятий людей в фамилиях, названиях улиц. Что и как могут рассказать слова о занятиях людей.Слова, называющие музыкальные инструменты, например, гудок, рожок, балалайка, гусли, гармонь. "Говорящие" слова. Прямое и переносное значение слов. Многозначные слова. Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения, например, Снегурочка, дубравка, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п. Раздел 2. Язык в действии. Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку. Специфика грамматической категории рода имен 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8 30 10 11 12 13 14 15 16 существительных в русском языке. Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа. Практическое овладение нормами употребления форм имен существительных (родительный падеж множественного числа) Правильное и точное употребление предлогов с пространственным значением, образования предложно-падежных форм существительных. Употребление предлогов с пространственным значением, образования предложно-падежных форм существительных. Раздел 3. Секреты речи и текста. Особенности устного выступления. Создание текстоврассуждений с использованием различных способов аргументации. Создание текстовповествований о путешествии по городам; об участии в мастер-классах. 1 0 0 1 0 1 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 1 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8 31 Итоговая контрольная работа. Особенности устного 17 выступления ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 0 0 17 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8 32 4 КЛАСС № п/п 1 2 3 Тема урока Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Что и как могут рассказать слова об обучении. Лексические единицы с национальнокультурной семантикой, связанные с обучением. Вся семья вместе, так и душа на месте. Что и как могут рассказать слова о родственных отношениях в семье. Лексические единицы с национальнокультурной семантикой, называющие родственные отношения. Красна сказка складом, а песня ладом. Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за Количество часов Контрольные Всего работы 1 1 1 0 0 0 Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы 0 https://infourok.ru/prezentaciya-porodnomu-yaziku-na-temu-ne-stidnone-znat-stidno-ne-uchitsya-klass3864585.html 0 https://infourok.ru/prezentaciya-porodnomu-yaziku-na-temu-vsyasemya-vmeste-tak-i-dusha-na-mesteklass-3932731.html 0 https://infourok.ru/prezentaciya-porodnomu-yazyku-krasna-pesnyaskladom-a-skazka-ladom-4-klass5367030.html 33 4 5 6 7 использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Красна сказка складом, а песня ладом. Лексические единицы с национальнокультурной семантикой, связанные с качествами и чувствами людей. Красное словцо не ложь. Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей. Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Язык языку весть подает. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Обобщение по разделу «Русский язык: прошлое и настоящее» 1 1 0 0 0 https://infourok.ru/prezentaciya-porodnomu-yazyku-krasna-pesnyaskladom-a-skazka-ladom-4-klass5367030.html 0 https://infourok.ru/prezentaciya-porodnomu-yazyku-russkomu-po-temekrasnoe-slovco-ne-lozh-2-urok-4klass-4478266.html https://infourok.ru/prezentaciya-porodnomu-russkomu-yazyku-na-temuyazyk-yazyku-vest-podaet-4-klass4157817.html 1 0 0 1 0 0 34 8 9 10 11 12 Раздел 2. Язык в действии. Трудно ли образовывать формы глаголов. Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов. Можно ли об одном и том же сказать поразному. Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений. Как и когда появились знаки препинания? История возникновения и функции знаков препинания. Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста Обобщение по разделу «Язык в действии». Раздел 3. Секреты речи и текста. Задаем вопросы в диалоге. Правила ведения диалога: корректные и 1 1 0 0 0 https://slide-share.ru/urok-russkogorodnogo-yazika-trudno-liobrazovivat-formi-glagola-644614 0 https://infourok.ru/prezentaciya-porusskomu-rodnomu-yazyku-na-temumozhno-li-ob-odnom-i-tom-zheskazat-po-raznomu-4-klass4561141.html https://nsportal.ru/nachalnayashkola/russkiiyazyk/2020/11/14/prezentatsiya-kaki-kogda-poyavilis-znaki-prepinaniya https://videouroki.net/tests/tiest-kaki-koghda-poiavilis-znakipriepinaniia.html 1 0 0 1 0 0 1 0 0 https://znanio.ru/media/prezentatsiyapo-rodnomu-yazyku-sekrety-rechi-iteksta-zadayom-voprosy-v-dialoge-4klass-2800952 https://infourok.ru/prezentaciya-natemu-zadayom-voprosy-v-dialoge-4- 35 13 14 15 16 некорректные вопросы. Учимся передавать в заголовке тему или главную мысль текста. Особенности озаглавливания текста. Учимся составлять план текста. Соотношение частей прочитанного или прослушанного текста: установление причинноследственных отношений этих частей, логических связей между абзацами текста. Составление плана текста, не разделённого на абзацы. Учимся пересказывать текст. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста. Приёмы работы с примечаниями к тексту. Учимся оценивать и редактировать тексты. Редактирование текстов с целью совершенствования их содержания и формы. Сопоставление klass-4514621.html 1 0 0 https://infourok.ru/prezentaciyarodnoj-russkij-yazyk-uchimsyaperedavat-v-zagolovke-temu-iosnovnuyu-mysl-teksta4658911.html 1 0 0 https://infourok.ru/prezentaciya-porodnomu-yazyku-na-temu-uchimsyasostavlyat-plan-teksta-5078809.html 1 0 0 1 0 0 https://infourok.ru/prezentaciya-porodnomu-russkomu-yazyku-na-temuredaktirovanie-teksta-4-klass4199638.html 36 чернового и отредактированного текстов. Синонимия речевых формул. Создание текста как результата собственной 17 исследовательской деятельности. Контрольная работа по разделу "Секреты речи и текста" ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 1 0 17 1 0 37 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА 1 КЛАСС "Русский родной язык" для 1 класса/Александрова О. М., Вербицкая Л. А., Богданов С. И., Казакова Е. И., Кузнецова М. И., Петленко Л. В., Романова В. Ю., Рябинина Л. А., Соколова О. В./ Москва: «Просвещение» 2 КЛАСС "Русский родной язык" для 2 класса/Александрова О. М., Вербицкая Л. А., Богданов С. И., Казакова Е. И., Кузнецова М. И., Петленко Л. В., Романова В. Ю., Рябинина Л. А., Соколова О. В./ Москва: «Просвещение» 3 КЛАСС "Русский родной язык" для 3 класса/Александрова О. М., Вербицкая Л. А., Богданов С. И., Казакова Е. И., Кузнецова М. И., Петленко Л. В., Романова В. Ю., Рябинина Л. А., Соколова О. В./ Москва: «Просвещение» 4 КЛАСС"Русский родной язык" для 4 класса/Александрова О. М., Вербицкая Л. А., Богданов С. И., Казакова Е. И., Кузнецова М. И., Петленко Л. В., Романова В. Ю., Рябинина Л. А., Соколова О. В./ Москва: «Просвещение» ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1 КЛАСС https://ribc37.ru/article/e-learning-resources 2 КЛАСС https://ribc37.ru/article/e-learning-resources 38 3 КЛАСС https://ribc37.ru/article/e-learning-resources» 4 КЛАСС https://ribc37.ru/article/e-learning-resources