СОГЛАСОВАНО Управляющим советом МАОУ Школа №129 имени С.И.Зорина Протокол от 30.08.2024 г. №1 ПРИНЯТО Педагогическим советом МАОУ Школа №129 имени С.И.Зорина Протокол от 30.08.2024 г. №1 УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МАОУ Школа №129 имени С.И.Зорина от 30.08.2023 г. №133 АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (вариант 6.1) ОГЛАВЛЕНИЕ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.................................................................................................. 3 2. АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ВАРИАНТ 6.1) ......................................... 8 2.1. Целевой раздел ........................................................................................................... 8 2.1.1. Пояснительная записка........................................................................................ 8 2.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями опорнодвигательного аппарата адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования ............................................................ 10 2.1.3. Система оценки достижения обучающимися с нарушениями опорнодвигательного аппарата планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования.................................................................................................................... 12 2.2. Содержательный раздел ........................................................................................... 13 2.2.1. Направление и содержание программы коррекционной работы ....................14 2.3. Организационный раздел ......................................................................................... 17 2.3.1. Учебный план .......................................................................................................17 2.3.2. План внеурочной деятельности ......................................................................... 17 2.3.3. Календарный учебный график ............................................................................ 17 2.3.4. Система условий реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата ................................................................................................ 18 2.4. Приложение .................................................................................................................. 20 2 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Определение и назначение адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата Адаптированная основная общеобразовательная программа (далееАООП) начального общего образования (далее НОО) для обучающихся с НОДА – это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, учитывающая особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП НОО для обучающихся с НОДА разработана и утверждена Муниципальным автономным общеобразовательным учреждением Школа №129 имени Зорина Сергея Ивановича городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее МАОУ Школа №129 имени С.И.Зорина), осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для детей с НОДА на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с НОДА. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с НОДА определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации. Нормативно-правовую базу разработки АООП НОО для обучающихся с НОДА составляют: Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ); Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ОВЗ; Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования; Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (ПрАООП) на основе ФГОС для обучающихся с ОВЗ; Устав МАОУ Школа №129 имени С.И.Зорина. 3 Структура адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с НОДА состоит из двух частей: - обязательной части, - части, формируемой участниками образовательных отношений. Соотношение частей и их объем определяется ФГОС начального общего образования для обучающихся с НОДА. В соответствии с требованиями ФГОС НОО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в МАОУ Школа №129 имени С.И.Зорина созданы дифференцированные адаптированные общеобразовательные программы с учетом особых образовательных потребностей разных групп обучающихся. В структуре адаптированной программы представлены: 1.Пояснительная записка 2. Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированных образовательных программ начального общего образования. 2. Содержание образования: - Учебный план - Рабочие программы учебных предметов. - Программа духовно-нравственного развития. - Программы коррекционных курсов. - Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с НОДА на ступени начального общего образования. - Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. - Программа внеурочной деятельности. 4. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования. 5. Условия реализации ООП: - кадровые условия, - финансово-экономические условия, 4 - материально-технические условия. Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата В основу разработки АООП НОО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход к построению АООП НОО для детей с НОДА предполагает учет особых образовательных потребностей этих обучающихся, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это предусматривает возможность создания с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты АООП создаются в соответствии с дифференцированно сформулированными в ФГОС НОО обучающихся с НОДА требованиями к: - структуре образовательной программы; - условиям реализации образовательной программы; - результатам образования. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя детям с НОДА возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучащихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с НОДА младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержания образования. 5 В контексте разработки АООП начального общего образования для обучающихся с НОДА реализация деятельностного подхода обеспечивает: придание результатам образования социально и личностно значимого характера; прочное усвоение обучающимися с НОДА знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях; существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития обучающихся с НОДА на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности. В основу формирования адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с НОДА положены следующие принципы:- принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.); - принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся; - принцип коррекционной направленности образовательного процесса; - принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; - онтогенетический принцип; - принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с НОДА; - принцип целостности содержания образования: содержание образования едино; в основе структуры содержания образования лежит не 6 понятие предмета, а понятие «образовательной области»; - принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения детьми с НОДА всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; - принцип переноса знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни; - принцип сотрудничества с семьей. 7 2. АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНОДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ВАРИАНТ 6.1) 2.1. Целевой раздел 2.1.1 Пояснительная записка Цель реализации АООП НОО обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником с НОДА целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; Вариант 6.1. адресован обучающимся с НОДА, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме и имеющим положительный опыт общения со здоровыми сверстниками. Обучающийся с НОДА получает образование, сопоставимое на всех его уровнях, с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Он частично включён в общий образовательный поток (инклюзия) и по окончании школы может получить такой же документ об образовании, как и его здоровые сверстники. Осваивая основную образовательную Программу, требования к которой установлены действующим ФГОС, обучающийся с НОДА имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах. Условия аттестаций конкретизируются применительно к особенностям обучающихся с НОДА по первому варианту ФГОС. В соответствии с особенностями ограничений здоровья учащихся специально организованы среда и рабочее место обучающихся с НОДА на дому. Обязательной является систематическая специальная помощь – создание условий для реализации особых образовательных потребностей. Основная образовательная Программа (требования к которой установлены действующим ФГОС), обязательно поддерживается Программой коррекционной работы, направленной на развитие жизненной компетенции ребенка и поддержку в освоении основной общеобразовательной Программы. Таким образом, программа коррекционной работы является неотъемлемой частью основной образовательной программы, осваиваемой обучающимся с НОДА. Требования к структуре, условиям и результатам коррекционной работы для каждого уровня образования задаются Стандартом образования обучающихся с НОДА применительно к каждой категории детей в данном варианте. Принципы и подходы к формированию АООП НОО Представлены в разделе 1. Общие положения. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с НОДА Группа обучающихся с НОДА по варианту 6.1: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с применением ортопедических средств, имеющие нормальное психическое развитие и разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное развитие у этих детей часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА: обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы; введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной традиционно развивающимся сверстникам; использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения; индивидуализация обучения; 9 обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды; АООП НОО (вариант 6.1) для обучающихся с НОДА предусматривает различные варианты специального сопровождения обучающихся данной категории: - обучение в общеобразовательном классе по АООП НОО обучающихся с НОДА (вариант 6.1); - обучение по индивидуальным программам с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения; - организация коррекционно-развивающих занятий педагогами, специалистами сопровождения МАОУ Школа №129 имени С.И.Зорина. 2.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с НОДА АООП НОО соответствуют ФГОС НОО. Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата АООП НОО дополняются результатами освоения программы коррекционной работы. По каждому направлению коррекционной работы определяются планируемые результаты реализации этой программы для каждого обучающегося. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению: «Психологическая коррекция познавательных процессов» - Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность. -Умение самостоятельно конструировать по моделям, использовать пространственные и метрические признаки предметов, использование словесного обозначения пространственных отношений. - Увеличение объема произвольной памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальности. - Умение ребенка выделить, осознать и принять цели действия. - Умение планировать свою деятельность по времени и содержанию. - Умение контролировать свои действия и вносить необходимые 10 коррективы. - Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи. 2. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Психологическая коррекция эмоциональных нарушений» - Смягчение эмоционального дискомфорта ребенка, повышение активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность, эмоциональная отгороженность. - Модифицирование эмоциональных отношений и переживаний ребенка, способов реагирования на отношение к нему окружающих. - Умение самостоятельно находить нужные формы эмоционального реагирования и управлять ими. - Практические умения саморегуляции, включающие выработку навыков управления вниманием, регуляции ритма дыхания и мышечного тонуса. 3. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению: «Психологическая коррекция социальнопсихологических проявлений»: - Уменьшение ореола исключительности психологических проблем. - Умение получить эмоциональную поддержку от сверстников, имеющих общие проблемы и цели. - Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор. - Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д. Умение получать и уточнять информацию от собеседника. 4. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Коррекция нарушений речи»: - Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию (вербальную, невербальную) как средство достижения цели. - Формирование слухового контроля за своим произношением и фонематическим анализом. - Нормализация проприоциптивной дыхательной мускулатуры при и вне фонации. - Формирование синхронности речевого дыхания и голосоподачи. - Автоматизация поставленных звуков. 11 - Умение передать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми. 5. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Коррекция нарушений чтения и письма»: - Умение чтения разных слогов. - Умение чтения слов, не несущих смысловой нагрузки. -Умение чтения текстов, составленных по законам морфологии и грамматических связей в русском языке из слов, не имеющих семантической значимости. - Умение дифференцировать звуки на фонетико-фонематическом уровне. - Умение осуществлять морфемный анализ и синтез слов. - Умение анализировать слова и предложения на лексикограмматическом уровне. - Умение анализировать слова и предложения на синтаксическом уровне. 2.1.3. Система оценки достижения обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования Система оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения АООП НОО позволяет вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов; в том числе итоговую оценку, обучающихся с НОДА, освоивших АООП НОО. Система оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения АООП НОО предусматривает оценку достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения программы коррекционной работы. Оценка достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения программы коррекционной работы Система оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов АООП НОО вариант 6.1 (далее — Система оценки) соответствует ООП НОО. Обучающиеся с НОДА имеют право на прохождение текущей, промежуточной и итоговой аттестации в иных формах (в соответствии с особенностями обучающегося с НОДА), на 12 специальные условия проведения оценки результатов освоения АООП НОО, что включают: - специально организованная среда и рабочее место обучающегося с НОДА всоответствиис особенностями ограничений здоровья; - при необходимости сопровождение (помощь) обучающегося с НОДА всоответствии сособенностями ограничений здоровья; - ассистивные средства и технологии; - увеличение времени на выполнение заданий; - возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании вповеденииребенка проявлений утомления, истощения; - недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций,приводящих к эмоциональному травмированию ребенка. Применительно к варианту 6.1. ФГОС для детей с НОДА задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненной компетенции. Основой служит анализ изменений поведения ребёнка в повседневной жизни по следующим позициям, соответствующим направлениям коррекционной работы с ребенком в условиях инклюзии: адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; способность вступать в коммуникацию с взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения; владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком); осмысление и дифференциация картины мира, ее временнопространственной организации; осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. 2.2. Содержательный раздел Программа формирования универсальных учебных действий, программа отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности, программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся, программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, программа внеурочной 13 деятельности соответствуют ООП НОО МАОУ Школа №129 имени С.И.Зорина. Структура АООП НОО предполагает введение программы коррекционной работы. 2.2.1. Направление и содержание программы коррекционной работы Программа коррекционной работы для обучающихся с НОДА соответствует структуре, представленной в ФГОС начального общего образования. Устанавливаются следующие обязательные направления коррекционной помощи для детей с НОДА, осваивающих вариант 6.1. ФГОС НОО. Эти направления образуют структуру программы коррекционной работы, дополняющей основную образовательную программу: - психологическая коррекция познавательных процессов; - психологическая коррекция эмоциональных нарушений; - психологическая коррекция социально-психологических проявлений; - коррекция нарушений речи; - коррекция нарушений чтения и письма. Для успешной интеграции в общеобразовательную школу дети с НОДА, помимо организации доступной среды, нуждаются в организации специальной помощи. Обязательным условием усвоения варианта 6,1. стандарта является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого ребенка с двигательными нарушениями. Психолого-педагогическая поддержка предполагает: - помощь в формировании адекватных отношений между ребенком, одноклассниками, родителями, учителями; - работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе/школе; - поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе; - обеспечение ребенку успеха в доступных ему видах деятельности с целью предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в целом. Программа коррекционной работы МАОУ Школа №129 имени С.И.Зорина Цели и задачи программы: 14 1. Обеспечение оптимальных условий для развития личности ребенка путем создания: - климата психологического комфорта и эмоционального благополучия; - развивающей среды, предусматривающей широкий выбор разнообразных форм деятельности, среди которых ребенок может отыскать наиболее близкие его способностям и задаткам; - ситуации достижения успеха во внеучебной и учебной деятельности. 2. Субъектно-ориентированная организация совместной деятельности ребенка и взрослого: - опора на личный опыт ученика; - обеспечение близкой и понятной цели деятельности; - индивидуальный подход к ребенку, как на индивидуальных, так и на групповых занятиях; - использование различных видов помощи (стимулирующей, организующей и обучающей); - организация взаимодействия со сверстниками. 3. Проведение коррекционно-развивающей работы в рамках ведущей деятельности: - стимуляция познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации; - использование игровых приемов, элементов соревнования, дидактических игр на всех этапах деятельности ребенка. Программа занятий включает следующие основные направления: - формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов); - развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль и т.д.); - развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти); - развитие восприятия (пространственного, слухового) и сенсомоторной координации; - формирование учебной мотивации; - ликвидация пробелов знаний; - развитие личностной сферы, в том числе снятие характерных для адаптационного периода тревожности, робости; - формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей. Практическое значение: систематизируя и анализируя специфические 15 проявления познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями в здоровье, формулируются психолого-педагогические условия, позволяющие прогнозировать эффективную реализацию потенциальных возможностей у детей. Основные направления коррекционной работы на дефектологических занятиях. 1. Совершенствование движений и сенсо-моторного развития: - развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; - развитие навыков каллиграфии; - развитие артикуляционной моторики; 2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: - развитие зрительного восприятия и узнавания; - развитие зрительной памяти и внимания; - формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); - развитие пространственных представлений и ориентации; - развитие представлений о времени; - развитие слухового внимания и памяти; - развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа. 3. Развитие основных мыслительных операций: - навыков соотнесенного анализа; - навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); - умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; -умения планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей. 4. Развитие различных видов мышления: - развитие наглядно-образного мышления; - развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать связи между предметами, явлениями и событиями). 5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям). 6. Развитие речи, овладение техникой речи. 7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. 8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. 16 Программно-методическое обеспечение В процессе реализации Программы коррекционной работы используются: - адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования, - коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционноразвивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-дефектолога; - в случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического развития по индивидуальному учебному плану. Кадровое обеспечение Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими курсы повышения квалификации. В штатное расписание МАОУ Школа №129 имени С.И.Зорина введены ставки педагога-психолога, социального педагога. Информационное обеспечение Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационнокоммуникационных технологий. Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно- методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов. 2.3. Организационный раздел 2.3.1. Учебный план Учебный план АООП НОО вариант 6.1 (обязательные предметные области учебногоплана и учебные предметы) соответствуют ООП НОО МАОУ Школа №129 имени С.И.Зорина. 2.3.2. План внеурочной деятельности по направлениям АООП НОО 17 вариант 6.1 (кроме коррекционно-развивающей области) соответствуют ООП НОО МАОУ Школа №129 имени С.И.Зорина. 2.3.3. Календарный учебный график соответствуют ООП НОО МБОУ МАОУ Школа №129 имени С.И.Зорина. 2.3.4. Система условий реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата Кадровые условия Учителя начальной школы, учителя-предметники, специалисты имеют высшее и среднее профессиональное образование, по плану проходят курсы повышения квалификации. Ежегодно организуется психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений на уровне начального общего образования в рамках школы, в постоянный состав которого входят учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог. Организовано взаимодействие со специалистами ПМПК. Материально-технические условия Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащих материально-технических условий для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здание и помещения МАОУ Школа №129 имени С.И.Зорина, организацию их пребывания, обучения в образовательной организации». Позволяет обеспечить адаптивную и коррекционно- развивающую среды МАОУ Школа №129 имени С.И.Зорина: наличие кабинета для занятий с педагогом-психологом; наличие кабинета для занятий с учителем-дефектологом. Необходимо предусмотреть наличие персональных компьютеров, технических приспособлений (специальная клавиатура, различного вида контакторы, заменяющие мышь, джойстики, трекболы, сенсорные планшеты). В этом случае сопровождать работу ребенка во время урока должен тьютор. Реализация АООП НОО требует обеспечение оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений в соответствии с Федеральными требованиями в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений . Реализация данного направления определяет необходимость укомплектования начальной школы современным оборудованием, обеспечивающим возможность использования и создания информации, в 18 том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео - и графическим сопровождением (компьютер, проектор, интерактивная доска и т.п.), возможность осуществления информационного взаимодействия в локальных и глобальных сетях, доступа к печатным и электронным образовательным ресурсам федеральных и региональных центрах информационно-образовательных ресурсов. Кабинет педагога-психолога оборудован ноутбуком, принтером. Все кабинеты начальных классов, специалистов оборудованы безопасным доступом в Интернет с целью использования электронных образовательных ресурсов федеральных и региональных центрах информационно-образовательных ресурсов. 19 Приложение План реализации программы коррекционной работы № Содержание Сроки Диагностическое направление Диагностическое обследование детей с целью выявления особенностей психического развития каждого ребенка (познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, ведущей деятельности), степени 1 сформированности знаний, умений, навыков. Формирование подгрупп детей для проведения занятий дефектологом. (На основе анализа результатов обследования) Диагностическое обследование детей с целью определения характера динамики развития и оценки 2 результативности работы за год. Прогнозирование дальнейшего развития детей. Аналитическое направление Составление по результатам анализа полученных данных 1 индивидуальных коррекционных планов развития детей. Осуществление планомерного наблюдения за развитием 2 ребенка в условиях коррекционного обучения. 3 4 5 1 2 3 1 2 сентябрь май октябрь В течение учебного года В течение учебного года В конце учебного года май Корректировка планирования коррекционно-развивающих занятий с учетом достижений детей. Анализ процесса коррекционного воздействия на развитие ребенка и оценка его эффективности. Составление годового отчёта. Коррекционно-педагогическое направление Планирование образовательной и коррекционной работы В течение с учетом результатов обследования. учебного года Проведение подгрупповых занятий по развитию В течение учебного года познавательных процессов, обеспечивающих усвоение программного материала. Проведение индивидуальных коррекционноВ течение развивающих занятий с детьми в соответствии со учебного года структурой нарушения. Консультирование Консультирование и оказание практической помощи В течение педагогам по вопросам обучения и воспитания детей с учебного года ограниченными возможностями здоровья. Наблюдение за учебным процессом в классе с их Постоянно 20 последующим анализом. Участие в педагогических советах школьного учреждения. 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 В течение учебного года В течение учебного года Консультирование родителей по вопросам обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития. Обучение родителей приёмам работы по развитию познавательных способностей. Заполнение индивидуальных тетрадей взаимодействия с В течение родителями. учебного года Индивидуальное консультирование родителей по В течение созданию домашней игротеки. учебного года Участие в родительских собраниях по запросу классных В течение учебного года руководителей. Индивидуальное консультирование родителей по запросу Оформление «Уголка для родителей» В течение учебного года Методическое направление Обеспечение дефектологического кабинета В течение инновационно-коррекционной методической литературой учебного года Создание методического уголка для педагогов по январь вопросам социализации детей. Участие в работе методических объединений учителейВ течение дефектологов школьных учреждений города. года Из изучение методической литературы по В течение дефектологии. учебного года Изготовление новых методических пособий. В течение учебного года Создание предметно-развивающей среды в В течение дефектологическом кабинете. учебного года 21