АООП НОО НОДА

СОГЛАСОВАНО
Управляющим советом
МАОУ Школа №129
имени С.И.Зорина
Протокол от 30.08.2024 г. №1

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МАОУ Школа №129
имени С.И.Зорина
Протокол от 30.08.2024 г. №1

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МАОУ Школа №129
имени С.И.Зорина
от 30.08.2023 г. №133

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

(вариант 6.1)

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.................................................................................................. 3
2. АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ВАРИАНТ 6.1) ......................................... 8
2.1. Целевой раздел ........................................................................................................... 8
2.1.1. Пояснительная записка........................................................................................ 8
2.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями опорнодвигательного аппарата адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования ............................................................ 10
2.1.3. Система оценки достижения обучающимися с нарушениями опорнодвигательного аппарата планируемых результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования.................................................................................................................... 12
2.2. Содержательный раздел ........................................................................................... 13
2.2.1. Направление и содержание программы коррекционной работы ....................14
2.3. Организационный раздел ......................................................................................... 17
2.3.1. Учебный план .......................................................................................................17
2.3.2. План внеурочной деятельности ......................................................................... 17
2.3.3. Календарный учебный график ............................................................................ 17
2.3.4. Система условий реализации адаптированной основной образовательной
программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата ................................................................................................ 18
2.4. Приложение .................................................................................................................. 20

2

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Определение
и
назначение
адаптированной
основной
общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
(далееАООП) начального общего образования (далее НОО) для
обучающихся с НОДА – это образовательная программа, адаптированная
для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
учитывающая
особенности
их
психофизического
развития,
индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию.
АООП НОО для обучающихся с НОДА разработана и утверждена
Муниципальным автономным общеобразовательным учреждением Школа
№129 имени Зорина Сергея Ивановича городского округа город Уфа
Республики Башкортостан (далее МАОУ Школа №129 имени С.И.Зорина),
осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования для детей с НОДА на основе Примерной
адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования для обучающихся с НОДА.
Адаптированная основная образовательная программа начального
общего образования для обучающихся с НОДА определяет содержание
образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.
Нормативно-правовую базу разработки АООП НОО для обучающихся
с НОДА составляют:

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от
07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования для обучающихся с ОВЗ;

Нормативно-методические
документы
Минобрнауки
Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области
образования;

Примерная адаптированная основная общеобразовательная
программа начального общего образования (ПрАООП) на основе ФГОС
для обучающихся с ОВЗ;

Устав МАОУ Школа №129 имени С.И.Зорина.
3

Структура адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования обучающихся с
нарушениями опорно-двигательного аппарата
Адаптированная основная образовательная программа начального
общего образования для обучающихся с НОДА состоит из двух частей:
- обязательной части,
- части, формируемой участниками образовательных отношений.
Соотношение частей и их объем определяется ФГОС начального
общего образования для обучающихся с НОДА.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО для обучающихся с
нарушениями опорно-двигательного аппарата в МАОУ Школа №129 имени
С.И.Зорина
созданы
дифференцированные
адаптированные
общеобразовательные программы с учетом особых образовательных
потребностей разных групп обучающихся.
В структуре адаптированной программы представлены:
1.Пояснительная записка
2. Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированных

образовательных программ начального общего образования.
2. Содержание образования:
- Учебный план
- Рабочие программы учебных предметов.
- Программа духовно-нравственного развития.
- Программы коррекционных курсов.
- Программа формирования универсальных учебных действий у
обучающихся с НОДА на ступени начального общего образования.
- Программа формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни.
- Программа внеурочной деятельности.
4. Система

оценки достижения обучающимися планируемых
результатов освоения адаптированной основной образовательной
программы начального общего образования.
5. Условия реализации ООП:
- кадровые условия,
- финансово-экономические условия,
4

- материально-технические условия.
Принципы и подходы к формированию адаптированной
основной общеобразовательной программы начального общего
образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного
аппарата
В основу разработки АООП НОО для обучающихся с нарушениями
опорно-двигательного аппарата заложены дифференцированный и
деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП НОО для детей
с НОДА предполагает учет особых образовательных потребностей этих
обучающихся, которые проявляются в неоднородности возможностей
освоения содержания образования. Это предусматривает возможность
создания с учетом типологических и индивидуальных особенностей
развития разных вариантов образовательной программы, в том числе и на
основе индивидуального учебного плана. Варианты АООП создаются в
соответствии с дифференцированно сформулированными в ФГОС НОО
обучающихся с НОДА требованиями к:
- структуре образовательной программы;
- условиям реализации образовательной программы;
- результатам образования.
Применение
дифференцированного
подхода
к
созданию
образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания,
предоставляя детям с НОДА возможность реализовать индивидуальный
потенциал развития.
Деятельностный подход основывается
на
теоретических
положениях отечественной психологической науки, раскрывающих
основные закономерности процесса обучения и воспитания обучащихся,
структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей
развития детей с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того,
что развитие личности обучающихся с НОДА младшего школьного
возраста определяется характером организации доступной им деятельности
(предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в
образовании является обучение как процесс организации познавательной и
предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий
овладение ими содержания образования.
5

В контексте разработки АООП начального общего образования для
обучающихся с НОДА реализация деятельностного подхода обеспечивает:

придание результатам образования социально и личностно
значимого характера;

прочное усвоение обучающимися с НОДА знаний и опыта
разнообразной
деятельности
и
поведения,
возможность
их
самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;

существенное повышение мотивации и интереса к учению,
приобретению нового опыта деятельности и поведения;

обеспечение условий для общекультурного и личностного
развития обучающихся с НОДА на основе формирования универсальных
учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение
ими системы научных знаний, умений и навыков (академических
результатов), позволяющих продолжить образование на следующей
ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной
успешности.
В
основу
формирования
адаптированной
основной
общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с НОДА положены следующие принципы:- принципы
государственной политики РФ в области образования (гуманистический
характер образования, единство образовательного пространства на
территории Российской Федерации, светский характер образования,
общедоступность образования, адаптивность системы образования к
уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и
воспитанников и др.);
- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных
потребностей обучающихся;
- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
- принцип развивающей направленности образовательного процесса,
ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение
его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных
потребностей;
- онтогенетический принцип;
- принцип преемственности, предполагающий при проектировании
АООП ориентировку на программу основного общего образования, что
обеспечивает непрерывность образования обучающихся с НОДА;
- принцип целостности содержания образования: содержание
образования едино; в основе структуры содержания образования лежит не
6

понятие предмета, а понятие «образовательной области»;
- принцип направленности на формирование деятельности,
обеспечивает возможность овладения детьми с НОДА всеми видами
доступной им предметно-практической деятельности, способами и
приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной
деятельности и нормативным поведением;
- принцип переноса знаний и умений и навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в
жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к
самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в
действительной жизни;
- принцип сотрудничества с семьей.

7

2. АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНОДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ВАРИАНТ 6.1)
2.1. Целевой раздел
2.1.1 Пояснительная записка
Цель реализации АООП НОО обеспечение планируемых
результатов по достижению выпускником с НОДА целевых установок,
знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых
личностными,
семейными,
общественными,
государственными
потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья;
Вариант 6.1. адресован обучающимся с НОДА, достигшим к моменту
поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме и
имеющим положительный опыт общения со здоровыми сверстниками.
Обучающийся с НОДА получает образование, сопоставимое на всех
его уровнях, с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в
те же календарные сроки.
Он частично включён в общий образовательный поток (инклюзия) и
по окончании школы может получить такой же документ об образовании,
как и его здоровые сверстники. Осваивая основную образовательную
Программу, требования к которой установлены действующим ФГОС,
обучающийся с НОДА имеет право на прохождение текущей,
промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах.
Условия аттестаций конкретизируются применительно к особенностям
обучающихся с НОДА по первому варианту ФГОС.
В соответствии с особенностями ограничений здоровья учащихся
специально организованы среда и рабочее место обучающихся с НОДА на
дому.
Обязательной является систематическая специальная помощь –
создание условий для реализации особых образовательных потребностей.
Основная образовательная Программа (требования к которой установлены
действующим ФГОС), обязательно поддерживается Программой
коррекционной работы, направленной на развитие жизненной компетенции
ребенка и поддержку в освоении основной общеобразовательной
Программы. Таким образом, программа коррекционной работы является

неотъемлемой частью основной образовательной программы, осваиваемой
обучающимся с НОДА. Требования к структуре, условиям и результатам
коррекционной работы для каждого уровня образования задаются
Стандартом образования обучающихся с НОДА применительно к каждой
категории детей в данном варианте.
Принципы и подходы к формированию АООП НОО
Представлены в разделе 1. Общие положения.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с НОДА
Группа обучающихся с НОДА по варианту 6.1: дети с нарушениями
функций опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза,
передвигающиеся самостоятельно или с применением ортопедических
средств, имеющие нормальное психическое развитие и разборчивую речь.
Достаточное интеллектуальное развитие у этих детей часто сочетается с
отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с
повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в
наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических
вопросах жизни.
Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА
Особые образовательные потребности у детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных
нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и
определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё
отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно
выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем
обучающимся с НОДА:

обязательность непрерывности коррекционно-развивающего
процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей,
так и в процессе индивидуальной работы;

введение в содержание обучения специальных разделов, не
присутствующих в Программе, адресованной традиционно развивающимся
сверстникам;

использование специальных методов, приёмов и средств
обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных
технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;

индивидуализация обучения;
9


обеспечение
особой
пространственной
и
временной
организации образовательной среды;
АООП НОО (вариант 6.1) для обучающихся с НОДА
предусматривает различные варианты специального сопровождения
обучающихся данной категории:
- обучение в общеобразовательном классе по АООП НОО
обучающихся с НОДА (вариант 6.1);
- обучение по индивидуальным программам с использованием
надомной и (или) дистанционной формы обучения;
- организация коррекционно-развивающих занятий педагогами,
специалистами сопровождения МАОУ Школа №129 имени С.И.Зорина.
2.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с
нарушениями опорно-двигательного
аппарата
адаптированной
основной общеобразовательной программы начального общего
образования
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
обучающимися с НОДА АООП НОО соответствуют ФГОС НОО.
Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями
опорно-двигательного аппарата АООП НОО дополняются результатами
освоения программы коррекционной работы.
По каждому направлению коррекционной работы определяются
планируемые результаты реализации этой программы для каждого
обучающегося.
Требования к результатам реализации программы коррекционной
работы по направлению: «Психологическая коррекция познавательных
процессов»
- Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности,
способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную
со взрослым исследовательскую деятельность.
-Умение самостоятельно конструировать по моделям, использовать
пространственные и метрические признаки предметов, использование
словесного обозначения пространственных отношений.
- Увеличение объема произвольной памяти в зрительной, слуховой и
осязательной модальности.
- Умение ребенка выделить, осознать и принять цели действия.
- Умение планировать свою деятельность по времени и содержанию.
- Умение контролировать свои действия и вносить необходимые
10

коррективы.
- Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном
процессе, сформулировать запрос о специальной помощи.
2. Требования к результатам реализации программы коррекционной
работы по направлению «Психологическая коррекция эмоциональных
нарушений»
- Смягчение эмоционального дискомфорта ребенка, повышение
активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных
реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, такими, как
агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность,
эмоциональная отгороженность.
- Модифицирование эмоциональных отношений и переживаний
ребенка, способов реагирования на отношение к нему окружающих.
- Умение самостоятельно находить нужные формы эмоционального
реагирования и управлять ими.
- Практические умения саморегуляции, включающие выработку
навыков управления вниманием, регуляции ритма дыхания и мышечного
тонуса.
3. Требования к результатам реализации программы коррекционной
работы по направлению: «Психологическая коррекция социальнопсихологических проявлений»:
- Уменьшение ореола исключительности психологических проблем.
- Умение получить эмоциональную поддержку от сверстников,
имеющих общие проблемы и цели.
- Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои
намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор.
- Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность,
сочувствие и т.д. Умение получать и уточнять информацию от собеседника.
4. Требования к результатам реализации программы коррекционной
работы по направлению «Коррекция нарушений речи»:
- Умение решать актуальные житейские задачи, используя
коммуникацию (вербальную, невербальную) как средство достижения цели.
- Формирование слухового контроля за своим произношением
и фонематическим анализом.
- Нормализация проприоциптивной дыхательной мускулатуры при и
вне фонации.
- Формирование синхронности речевого дыхания и голосоподачи.
- Автоматизация поставленных звуков.
11

- Умение передать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть
понятым другим человеком. Умение делиться своими воспоминаниями,
впечатлениями и планами с другими людьми.
5. Требования к результатам реализации программы коррекционной
работы по направлению «Коррекция нарушений чтения и письма»:
- Умение чтения разных слогов.
- Умение чтения слов, не несущих смысловой нагрузки.
-Умение чтения текстов, составленных по законам морфологии и
грамматических связей в русском языке из слов, не имеющих
семантической значимости.
- Умение дифференцировать звуки на фонетико-фонематическом
уровне.
- Умение осуществлять морфемный анализ и синтез слов.
- Умение анализировать слова и предложения на лексикограмматическом уровне.
- Умение анализировать слова и предложения на синтаксическом
уровне.
2.1.3. Система оценки достижения обучающимися с нарушениями
опорно-двигательного аппарата планируемых результатов освоения
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
начального общего образования
Система оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых
результатов освоения АООП НОО позволяет вести оценку предметных,
метапредметных и личностных результатов; в том числе итоговую оценку,
обучающихся с НОДА, освоивших АООП НОО.
Система оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых
результатов освоения АООП НОО предусматривает оценку достижения
обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения программы
коррекционной работы.
Оценка достижения обучающимися с НОДА планируемых
результатов освоения программы коррекционной работы
Система оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых
результатов АООП НОО вариант 6.1 (далее — Система оценки)
соответствует ООП НОО. Обучающиеся с НОДА имеют право на
прохождение текущей, промежуточной и итоговой аттестации в иных
формах (в соответствии с особенностями обучающегося с НОДА), на
12

специальные условия проведения оценки результатов освоения АООП
НОО, что включают:
- специально организованная среда и рабочее место обучающегося с
НОДА всоответствиис особенностями ограничений здоровья;
- при необходимости сопровождение (помощь) обучающегося с НОДА
всоответствии сособенностями ограничений здоровья;
- ассистивные средства и технологии;
- увеличение времени на выполнение заданий;
- возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при
нарастании вповеденииребенка проявлений утомления, истощения;
- недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога,
создание ситуаций,приводящих к эмоциональному травмированию
ребенка.
Применительно к варианту 6.1. ФГОС для детей с НОДА задачей
экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений
ребёнка в сфере жизненной компетенции. Основой служит анализ
изменений поведения ребёнка в повседневной жизни по следующим
позициям, соответствующим направлениям коррекционной работы с
ребенком в условиях инклюзии:

адекватность представлений о собственных возможностях и
ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

способность вступать в коммуникацию с взрослыми по
вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий
для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;


владение навыками коммуникации и принятыми
ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой
поведения, его социальным рисунком);

осмысление и дифференциация картины мира, ее временнопространственной организации;

осмысление социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
2.2. Содержательный раздел
Программа формирования универсальных учебных действий,
программа отдельных учебных предметов и курсов внеурочной
деятельности, программа духовно-нравственного развития, воспитания
обучающихся, программа формирования экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни, программа внеурочной
13

деятельности соответствуют ООП НОО МАОУ Школа №129 имени
С.И.Зорина.
Структура АООП НОО предполагает введение программы
коррекционной работы.
2.2.1. Направление и содержание программы коррекционной работы
Программа коррекционной работы для обучающихся с НОДА
соответствует структуре, представленной в ФГОС начального общего
образования.
Устанавливаются
следующие
обязательные
направления
коррекционной помощи для детей с НОДА, осваивающих вариант 6.1.
ФГОС НОО. Эти направления образуют структуру программы
коррекционной работы, дополняющей основную образовательную
программу:
- психологическая коррекция познавательных процессов;
- психологическая коррекция эмоциональных нарушений;
- психологическая коррекция социально-психологических проявлений;
- коррекция нарушений речи;
- коррекция нарушений чтения и письма.
Для успешной интеграции в общеобразовательную школу дети с
НОДА, помимо организации доступной среды, нуждаются в организации
специальной помощи. Обязательным условием усвоения варианта 6,1.
стандарта является систематическая специальная психолого-педагогическая
поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого
ребенка с двигательными нарушениями. Психолого-педагогическая
поддержка предполагает:
- помощь в формировании адекватных отношений между ребенком,
одноклассниками, родителями, учителями;
- работу по профилактике внутриличностных и межличностных
конфликтов в классе/школе;
- поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе;
- обеспечение ребенку успеха в доступных ему видах деятельности с
целью предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации
школьного обучения в целом.
Программа коррекционной работы МАОУ Школа №129
имени С.И.Зорина
Цели и задачи программы:
14

1. Обеспечение оптимальных условий для развития личности ребенка
путем создания:
- климата психологического комфорта и эмоционального благополучия;
- развивающей среды, предусматривающей широкий выбор разнообразных
форм деятельности, среди которых ребенок может отыскать наиболее
близкие его способностям и задаткам;
- ситуации достижения успеха во внеучебной и учебной деятельности.
2. Субъектно-ориентированная организация совместной деятельности
ребенка и взрослого:
- опора на личный опыт ученика;
- обеспечение близкой и понятной цели деятельности;
- индивидуальный подход к ребенку, как на индивидуальных, так и на
групповых занятиях;
- использование различных видов помощи (стимулирующей, организующей
и обучающей);
- организация взаимодействия со сверстниками.
3. Проведение коррекционно-развивающей работы в рамках ведущей
деятельности:
- стимуляция познавательной активности как средство формирования
устойчивой познавательной мотивации;
- использование игровых приемов, элементов соревнования, дидактических
игр на всех этапах деятельности ребенка.
Программа занятий включает следующие основные направления:
- формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа,
сравнения,
обобщения,
выделение
существенных
признаков
и
закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
- развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема,
переключение, самоконтроль и т.д.);
- развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование
приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
- развитие восприятия (пространственного, слухового) и сенсомоторной
координации;
- формирование учебной мотивации;
- ликвидация пробелов знаний;
- развитие личностной сферы, в том числе снятие характерных для
адаптационного периода тревожности, робости;
- формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных
способностей.
Практическое значение: систематизируя и анализируя специфические
15

проявления познавательной деятельности у детей с ограниченными
возможностями в здоровье, формулируются психолого-педагогические
условия, позволяющие прогнозировать эффективную реализацию
потенциальных возможностей у детей.
Основные направления коррекционной работы на дефектологических
занятиях.
1. Совершенствование движений и сенсо-моторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики;
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов
(цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование
звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотнесенного анализа;
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными
родовыми понятиями);
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
-умения планировать деятельность, развитие комбинаторных
способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и
устанавливать связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы
(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по
ролям).
6. Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение
словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
16

Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации Программы коррекционной работы используются:
- адаптированные основные общеобразовательные программы начального
общего образования,
- коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционноразвивающий инструментарий, необходимый для осуществления
профессиональной деятельности
учителя,
педагога-психолога,
социального педагога, учителя-дефектолога;
- в случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и
(или) физического развития по индивидуальному учебному плану.
Кадровое обеспечение
Коррекционная
работа
осуществляется
специалистами
соответствующей квалификации, имеющими специализированное
образование, и педагогами, прошедшими курсы
повышения
квалификации. В штатное расписание МАОУ Школа №129 имени
С.И.Зорина введены ставки педагога-психолога, социального педагога.
Информационное обеспечение
Необходимым условием реализации программы является создание
информационной образовательной среды и на этой основе развитие
дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в
передвижении, с использованием современных информационнокоммуникационных технологий. Обязательным является создание
системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями
здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым
источникам информации, к информационно- методическим фондам,
предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем
направлениям
и
видам
деятельности,
наглядных
пособий,
мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.

2.3. Организационный раздел
2.3.1. Учебный план
Учебный план АООП НОО вариант 6.1 (обязательные предметные
области учебногоплана и учебные предметы) соответствуют ООП НОО
МАОУ Школа №129 имени С.И.Зорина.
2.3.2. План внеурочной деятельности по направлениям АООП НОО
17

вариант 6.1 (кроме коррекционно-развивающей области) соответствуют
ООП НОО МАОУ Школа №129 имени С.И.Зорина.
2.3.3. Календарный учебный график соответствуют ООП НОО МБОУ
МАОУ Школа №129 имени С.И.Зорина.

2.3.4. Система условий реализации адаптированной основной
образовательной программы начального общего образования
обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Кадровые условия
Учителя начальной школы, учителя-предметники,
специалисты
имеют высшее и среднее профессиональное образование, по плану
проходят курсы повышения квалификации. Ежегодно организуется
психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных
отношений на уровне начального общего образования в рамках школы, в
постоянный состав которого входят учитель-дефектолог, педагог-психолог,
социальный педагог. Организовано взаимодействие со специалистами
ПМПК.
Материально-технические условия
Материально-техническое обеспечение заключается в создании
надлежащих материально-технических условий для беспрепятственного
доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития
в здание и помещения МАОУ Школа №129 имени С.И.Зорина,
организацию их пребывания, обучения в образовательной организации».
Позволяет обеспечить адаптивную и коррекционно- развивающую среды
МАОУ Школа №129 имени С.И.Зорина:
 наличие кабинета для занятий с педагогом-психологом;
 наличие кабинета для занятий с учителем-дефектологом.
Необходимо предусмотреть наличие персональных компьютеров,
технических приспособлений (специальная клавиатура, различного вида
контакторы, заменяющие мышь, джойстики, трекболы, сенсорные планшеты).
В этом случае сопровождать работу ребенка во время урока должен тьютор.
Реализация АООП НОО требует обеспечение оснащенности учебного
процесса и оборудования учебных помещений в соответствии с
Федеральными требованиями в части минимальной оснащенности учебного
процесса и оборудования учебных помещений .
Реализация данного направления определяет необходимость
укомплектования начальной школы современным оборудованием,
обеспечивающим возможность использования и создания информации, в
18

том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с
аудио-, видео - и графическим сопровождением (компьютер, проектор,
интерактивная
доска
и
т.п.),
возможность
осуществления
информационного взаимодействия в локальных и глобальных сетях,
доступа к печатным и электронным образовательным ресурсам
федеральных и региональных центрах информационно-образовательных
ресурсов.
Кабинет педагога-психолога оборудован ноутбуком, принтером. Все
кабинеты начальных классов, специалистов оборудованы безопасным
доступом в Интернет с целью использования электронных
образовательных ресурсов федеральных и региональных центрах
информационно-образовательных ресурсов.

19

Приложение
План реализации программы коррекционной работы

№

Содержание

Сроки

Диагностическое направление
Диагностическое обследование детей с целью выявления
особенностей психического развития каждого ребенка
(познавательной деятельности, эмоционально-волевой
сферы,
ведущей
деятельности),
степени
1
сформированности знаний, умений, навыков.
Формирование подгрупп детей для проведения занятий
дефектологом. (На основе анализа результатов
обследования)
Диагностическое обследование детей с целью
определения характера динамики развития и оценки
2
результативности работы за год.
Прогнозирование дальнейшего развития детей.
Аналитическое направление
Составление по результатам анализа полученных данных
1
индивидуальных коррекционных планов развития детей.
Осуществление планомерного наблюдения за развитием
2 ребенка в условиях коррекционного обучения.
3
4
5
1
2

3

1

2

сентябрь

май

октябрь
В течение
учебного
года
В течение
учебного года
В конце
учебного года
май

Корректировка планирования коррекционно-развивающих
занятий с учетом достижений детей.
Анализ процесса коррекционного воздействия на развитие
ребенка и оценка его эффективности.
Составление годового отчёта.
Коррекционно-педагогическое направление
Планирование образовательной и коррекционной работы В течение
с учетом результатов обследования.
учебного года
Проведение подгрупповых занятий по развитию
В течение
учебного года
познавательных процессов, обеспечивающих усвоение
программного материала.
Проведение индивидуальных коррекционноВ течение
развивающих занятий с детьми в
соответствии со
учебного
года
структурой нарушения.
Консультирование
Консультирование и оказание практической помощи
В течение
педагогам по вопросам обучения и воспитания детей с учебного года
ограниченными возможностями здоровья.
Наблюдение за учебным процессом в классе с их Постоянно
20

последующим анализом.
Участие в педагогических советах школьного
учреждения.
3

4
5
6

7

1
2
3
4
5
6

В течение
учебного
года
В течение
учебного года

Консультирование родителей по вопросам обучения и
воспитания детей с особенностями психофизического
развития.
Обучение родителей приёмам работы по развитию
познавательных способностей.
Заполнение индивидуальных тетрадей взаимодействия с
В течение
родителями.
учебного года
Индивидуальное консультирование родителей
по В течение
созданию домашней игротеки.
учебного года
Участие в родительских собраниях по запросу классных В течение
учебного года
руководителей.
Индивидуальное консультирование родителей по
запросу
Оформление «Уголка для родителей»
В течение
учебного года
Методическое направление
Обеспечение дефектологического кабинета
В течение
инновационно-коррекционной методической литературой учебного года
Создание методического уголка для педагогов по январь
вопросам социализации детей.
Участие в работе методических объединений учителейВ течение
дефектологов школьных учреждений города.
года
Из
изучение
методической
литературы
по В течение
дефектологии.
учебного года
Изготовление новых методических пособий.
В течение
учебного года
Создание предметно-развивающей среды в
В течение
дефектологическом кабинете.
учебного года

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».