ПОЛОЖЕНИЕ о наставничестве в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении Школа № 129 им.С.И.Зорина городского округа город Уфа Республики Башкортостан 1. Общие положения Настоящее Положение о наставничестве в МАОУ Школа № 129 им.С.И.Зорина ГО г.Уфа (далее -положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), во исполнение постановления Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 года № Р145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися». Целевая модель наставничества МАОУ Школа № 129 им.С.И.Зорина ГО г.Уфа (далее школа), осуществляющая образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам (далее - целевая модель наставничества) разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа», «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» и «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». Настоящее положение устанавливает правовой статус наставника и наставляемого, регламентирует взаимоотношения между участниками образовательных отношений в деятельности наставничества. 2. Основные понятия и термины 2.1. Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. 2.2. Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. 2.3. Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов. 2.4. Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. 2.5. Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. 2.6. Куратор сотрудник школы, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам, который отвечает за организацию программы наставничества. 2.7. Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в школе. 2.8. Благодарный выпускник - выпускник школы, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент, организует стажировки и т.д.). 3. Цели и задачи наставничества 3.1. Целью наставничества в школе является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников (далее педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов МАОУ Школа № 129 ГО г.Уфа. 3.2. Основными задачами школьного наставничества являются: - разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели; - разработка и реализация программ наставничества; - реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества; - инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества; - осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в программах наставничества; - проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ наставничества в школе; - формирования баз данных программ наставничества и лучших практик; - обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования. 4. Организационные основы наставничества 4.1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы. Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор, заместитель директора школы по учебно - воспитательной работе. 4.2. Куратор целевой модели наставничества назначается приказом директора школы. 4.3. Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников. 4.4. Формирование баз наставников и наставляемых осуществляется директором школы, куратором, педагогами, классными руководителями и иными лицами школы, располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков - будущих участников программы. 4.5. Наставляемым могут быть обучающиеся: - проявившие выдающиеся способности; - демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты; - с ограниченными возможностями здоровья; - попавшие в трудную жизненную ситуацию; - имеющие проблемы с поведением; - не принимающие участие в жизни школы, отстраненных от коллектива. 4.6. Наставляемыми могут быть педагоги: - молодые специалисты; - находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости; - находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы; - желающие овладеть современными программами, цифровыми навыками, ИКТ компетенциями и т.д. 4.7. Наставниками могут быть: - обучающиеся, мотивированные помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах; - педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы; - родители обучающихся - активные участники родительских советов; - выпускники, заинтересованные в поддержке своей школы; - сотрудники предприятий, заинтересованные в подготовке будущих кадров; - успешные предприниматели или общественные деятели, которые чувствуют потребность передать свой опыт; - ветераны педагогического труда. 4.8. База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей школы в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей). 4.9. Участие наставника и наставляемых в целевой модели основывается на добровольном согласии. 4.10. Для участия в программе заполняются согласия на обработку персональных данных от совершеннолетних участников программы и согласия от родителей (законных представителей) несовершеннолетних наставляемых и наставников. 4.11. Формирование наставнических пар / групп осуществляется после знакомства с программами наставничества. 4.12. Формирование наставнических пар / групп осуществляется на добровольной основе и утверждается приказом директора школы. 4.13. С наставниками, приглашенными из внешней среды составляется договор о сотрудничестве на безвозмездной основе. 5. Реализация целевой модели наставничества 5.1. Для успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из образовательных потребностей школы в целевой модели наставничества рассматриваются три формы наставничества: «Ученик - ученик», «Учитель - учитель», «Учитель - ученик». 5.2. Представление программ наставничества в форме «Ученик - ученик» «Учитель учитель», «Учитель - ученик» на ученической конференции, педагогическом совете и родительском совете. 5.3. Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия наставник наставляемый. - Проведение первой, организационной, встречи наставника и наставляемого. - Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и наставляемого. - Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы наставничества с наставником и наставляемым. - Регулярные встречи наставника и наставляемого. - Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого. 5.4. Реализация целевой модели наставничества осуществляется в течение календарного года. 5.5. Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно при приведении встречи - планировании. 6. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества 6.1. Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах. 6.2. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов: - оценка качества процесса реализации программы наставничества; - оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов. 6.3. Сравнение изучаемых личностных характеристик участников программы наставничества проходит на «входе» и «выходе» реализуемой программы. 6.4. Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период наставничества: промежуточный и итоговый. 6.5. В ходе проведения мониторинга не выставляются отметки. 7. Обязанности наставника Наставник обязан: - Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава МАОУ Школа № 129 им.С.И.Зорина ГО г.Уфа, определяющих права и обязанности. - Разработать совместно с наставляемым план наставничества. - Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы развития. - Формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения и открытого диалога. - Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждает с ним долгосрочную перспективу и будущее. - Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого, и указывает на риски и противоречия. - Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулирует развитие у наставляемого своего индивидуального видения. - Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивирует, подталкивает и ободряет его. - Личным примером развивать положительные качества наставляемого, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора - Подводить итоги наставнической программы, с формированием отчета о проделанной работе с предложениями и выводами. 8. Права наставника Наставник имеет право: Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством. - Защищать профессиональную честь и достоинство. - Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения. - Проходить обучение с использованием федеральных программы, программ Школы наставничества. - Получать психологическое сопровождение. - Участвовать в школьных, региональных конкурсах наставничества. 9. Обязанности наставляемого Наставляемый обязан: - Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава МАОУ Школа № 129 им.С.И.Зорина ГО г.Уфа, определяющих права и обязанности. - Разработать совместно с наставляемым план наставничества. - Выполнять этапы реализации программы наставничества. 10. Права наставляемого Наставляемый имеет право: Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством. - Выбирать самому наставника из предложенных кандидатур. Рассчитывать на оказание психологического сопровождения. - Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества. - Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя. 11. Механизмы мотивации и поощрения наставников Мероприятия по популяризации роли наставника. - Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школьном уровне. - Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. - Проведение лицейского конкурса профессионального мастерства «Наставник года», «Лучшая пара», «Наставник+». - Создание специальной рубрики «Наши наставники» на школьном сайте. - Создание на школьном сайте методической копилки с программами наставничества. - Доска почета «Лучшие наставники». - Награждение школьными грамотами «Лучший наставник» - Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся. Предоставлять наставникам возможности принимать участие в формировании предложений, касающихся развития школы. 12. Документы, регламентирующие наставничество К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся: - Положение о наставничестве в МАОУ Школа № 129 им.С.И.Зорина ГО г.Уфа; - приказ директора школы о внедрении целевой модели наставничества; - целевая модель наставничества в МАОУ Школа № 129 им.С.И.Зорина ГО г.Уфа; - Дорожная карта внедрения системы наставничества в МАОУ Школа № 129 им.С.И.Зорина ГО г.Уфа; - приказ о назначение куратора внедрения Целевой модели наставничества в МАОУ Школа № 129 им.С.И.Зорина ГО г.Уфа; - приказ об организации «Школы наставников» с утверждением программ и графиков обучения наставников; - приказ «Об утверждении наставнических пар/групп»; - приказ «О проведении итогового мероприятия в рамках реализации целевой модели наставничества.