Положение о наставничестве в МАОУ Школа №129 им.С.И.Зорина

ПОЛОЖЕНИЕ
о наставничестве в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении
Школа № 129 им.С.И.Зорина городского округа город Уфа Республики Башкортостан
1. Общие положения
Настоящее Положение о наставничестве в МАОУ Школа № 129 им.С.И.Зорина ГО
г.Уфа (далее -положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012
г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями),
во исполнение постановления Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 года № Р145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для
организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным,
дополнительным
общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования,
в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».
Целевая модель наставничества МАОУ Школа № 129 им.С.И.Зорина ГО г.Уфа (далее
школа), осуществляющая образовательную деятельность по общеобразовательным,
дополнительным общеобразовательным программам (далее - целевая модель наставничества)
разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов
«Современная школа», «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности
профессионального образования)» и «Успех каждого ребенка» национального проекта
«Образование».
Настоящее положение устанавливает правовой статус наставника и наставляемого,
регламентирует взаимоотношения между участниками образовательных отношений в
деятельности наставничества.
2. Основные понятия и термины
2.1. Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний,
формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное
взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
2.2. Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию
работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной
обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией
участников.
2.3. Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий,
направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных
формах для получения ожидаемых результатов.
2.4. Наставляемый - участник программы наставничества, который через
взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные
жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые
навыки и компетенции.
2.5. Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в
достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и
компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки
процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
2.6.
Куратор
сотрудник
школы, осуществляющей
деятельность
по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам, который
отвечает
за
организацию
программы
наставничества.

2.7. Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов,
необходимых для реализации программ наставничества в школе.
2.8. Благодарный выпускник - выпускник школы, который ощущает эмоциональную
связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится
опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент,
организует стажировки и т.д.).
3. Цели и задачи наставничества
3.1. Целью наставничества в школе является максимально полное раскрытие
потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и
профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также
создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и
профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников (далее педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов МАОУ Школа № 129 ГО
г.Уфа.
3.2. Основными задачами школьного наставничества являются:
- разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели;
- разработка и реализация программ наставничества;
- реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за
деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества;
- инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ
наставничества;
- осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и
педагогов, участвующих в программах наставничества;
- проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ
наставничества в школе;
- формирования баз данных программ наставничества и лучших практик;
- обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства
педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества,
в формате непрерывного образования.
4. Организационные основы наставничества
4.1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы.
Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор, заместитель директора
школы по учебно - воспитательной работе.
4.2. Куратор целевой модели наставничества назначается приказом директора школы.
4.3. Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя
базами: базой наставляемых и базой наставников.
4.4. Формирование баз наставников и наставляемых осуществляется директором
школы, куратором, педагогами, классными руководителями и иными лицами школы,
располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков - будущих
участников программы.
4.5. Наставляемым могут быть обучающиеся:
- проявившие выдающиеся способности;
- демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты;
- с ограниченными возможностями здоровья;
- попавшие в трудную жизненную ситуацию;
- имеющие проблемы с поведением;
- не принимающие участие в жизни школы, отстраненных от
коллектива. 4.6. Наставляемыми могут быть педагоги:
- молодые специалисты;

- находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости;
- находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы;
- желающие овладеть современными программами, цифровыми навыками, ИКТ
компетенциями и т.д.
4.7. Наставниками могут быть:
- обучающиеся, мотивированные помочь сверстникам в образовательных,
спортивных, творческих и адаптационных вопросах;
- педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного
педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;
- родители обучающихся - активные участники родительских советов;
- выпускники, заинтересованные в поддержке своей школы;
- сотрудники предприятий, заинтересованные в подготовке будущих кадров;
- успешные предприниматели или общественные деятели, которые чувствуют
потребность передать свой опыт;
- ветераны педагогического труда.
4.8. База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от
потребностей школы в целом и от потребностей участников образовательных отношений:
педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей).
4.9. Участие наставника и наставляемых в целевой модели основывается на
добровольном согласии.
4.10. Для участия в программе заполняются согласия на обработку персональных
данных от совершеннолетних участников программы и согласия от родителей (законных
представителей) несовершеннолетних наставляемых и наставников.
4.11. Формирование наставнических пар / групп осуществляется после знакомства с
программами наставничества.
4.12. Формирование наставнических пар / групп осуществляется на добровольной
основе и утверждается приказом директора школы.
4.13. С наставниками, приглашенными из внешней среды составляется договор о
сотрудничестве на безвозмездной основе.
5. Реализация целевой модели наставничества
5.1. Для успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из
образовательных потребностей школы в целевой модели наставничества рассматриваются
три формы наставничества: «Ученик - ученик», «Учитель - учитель», «Учитель - ученик».
5.2. Представление программ наставничества в форме «Ученик - ученик» «Учитель учитель», «Учитель - ученик» на ученической конференции, педагогическом совете и
родительском совете.
5.3. Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия наставник наставляемый.
- Проведение первой, организационной, встречи наставника и наставляемого.
- Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и наставляемого.
- Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы
наставничества с наставником и наставляемым.
- Регулярные встречи наставника и наставляемого.
- Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого.
5.4. Реализация целевой модели наставничества осуществляется в течение
календарного года.
5.5. Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно при
приведении встречи - планировании.

6. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества
6.1. Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как
система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе
наставничества и/или отдельных ее элементах.
6.2. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
- оценка качества процесса реализации программы наставничества;
- оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста
участников, динамика образовательных результатов.
6.3. Сравнение изучаемых личностных характеристик участников программы
наставничества проходит на «входе» и «выходе» реализуемой программы.
6.4. Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период
наставничества: промежуточный и итоговый.
6.5. В ходе проведения мониторинга не выставляются отметки.
7. Обязанности наставника
Наставник обязан:
- Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных
нормативных актов, Устава МАОУ Школа № 129 им.С.И.Зорина ГО г.Уфа, определяющих
права и обязанности.
- Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
- Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить
векторы развития.
- Формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения и
открытого диалога.
- Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждает с
ним долгосрочную перспективу и будущее.
- Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого, и указывает
на риски и противоречия.
- Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулирует
развитие у наставляемого своего индивидуального видения.
- Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивирует,
подталкивает и ободряет его.
- Личным примером развивать положительные качества наставляемого,
корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни
коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора
- Подводить итоги наставнической программы, с формированием отчета о
проделанной работе с предложениями и выводами.
8. Права наставника

Наставник имеет право:
Вносить
на
рассмотрение
администрации
школы предложения
по
совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
- Защищать профессиональную честь и достоинство.
- Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы,
давать по ним объяснения.
- Проходить обучение с использованием федеральных программы, программ Школы
наставничества.
- Получать психологическое сопровождение.
- Участвовать в школьных, региональных конкурсах наставничества.

9. Обязанности наставляемого
Наставляемый обязан:
- Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных
нормативных актов, Устава МАОУ Школа № 129 им.С.И.Зорина ГО г.Уфа, определяющих
права и обязанности.
- Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
- Выполнять этапы реализации программы наставничества.
10. Права наставляемого
Наставляемый имеет право:
Вносить
на
рассмотрение
администрации
школы предложения
по
совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
- Выбирать самому наставника из предложенных кандидатур. Рассчитывать на оказание психологического сопровождения.
- Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества.
- Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя.
11. Механизмы мотивации и поощрения наставников
Мероприятия по популяризации роли наставника.
- Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на
школьном уровне.
- Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном,
региональном и федеральном уровнях.
- Проведение лицейского конкурса профессионального мастерства «Наставник года»,
«Лучшая пара», «Наставник+».
- Создание специальной рубрики «Наши наставники» на школьном сайте.
- Создание на школьном сайте методической копилки с программами наставничества.
- Доска почета «Лучшие наставники».
- Награждение школьными грамотами «Лучший наставник»
- Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся.
Предоставлять наставникам возможности принимать участие в формировании
предложений, касающихся развития школы.
12. Документы, регламентирующие наставничество
К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
- Положение о наставничестве в МАОУ Школа № 129 им.С.И.Зорина ГО
г.Уфа;
- приказ директора школы о внедрении целевой модели
наставничества; - целевая модель наставничества в МАОУ Школа №
129 им.С.И.Зорина ГО г.Уфа;
- Дорожная карта внедрения системы наставничества в МАОУ Школа № 129
им.С.И.Зорина ГО г.Уфа;
- приказ о назначение куратора внедрения Целевой модели наставничества в МАОУ
Школа № 129 им.С.И.Зорина ГО г.Уфа;
- приказ об организации «Школы наставников» с утверждением программ и графиков
обучения наставников;
- приказ «Об утверждении наставнических пар/групп»;
- приказ «О проведении итогового мероприятия в рамках реализации целевой модели
наставничества.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».