Положение о библиотеке

СОГЛАСОВАНО
На заседании управляющего совета
Протокол № 5 от 22.06.2022 г.

ПРИНЯТО
На заседании педсовета
Протокол № 15 от 23.06.2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ Школа № 129
Р.Р. Мигранов
Приказ № 126 от 23.06.2022 г.

Положение о библиотеке
Муниципального автономное общеобразовательного учреждения Школа № 129 городского
округа город Уфа Республики Башкортостан
1. Общие положения
1.1. Положение о библиотеке разработано в соответствии с Законом Российской Федерации № 273ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», с Законом Российской Федерации №
185- ФЗ от 2 июля 2013г. «О библиотечном деле», с Законом Российской Федерации № 114-ФЗ от
25 июля 2002г. « О противодействии экстремистской деятельности», с Законом Российской
Федерации №436-ФЗ от 29 декабря 2010 г. «О защите детей от информации, причиняющей вред их
здоровью и развитию», с Законом Республики Башкортостан № 696-з от 1 июля 2013г. «Об
образовании в Республике Башкортостан», с Законом Республики Башкортостан № 32-з от 08 мая
1996г. «О библиотечном деле», с Приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта общего образования» (ред. от 6 октября 2009 г. №
413; от 17 декабря 2010 г. № 1897; от 18 декабря 2012 г. №1060), с Приказом Министерства
образования Российской Федерации от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования», с Приказом
Минобразования Российской Федерации от 01.03.2004 г. № 936 «О реализации решения коллегии
Минобразования России от 10.02.2004 г. № 2\2 «Об основных направлениях совершенствования
деятельности библиотек учреждений общего образования Российской Федерации», с Письмом
Департамента общего и дошкольного образования Минобразования Российской Федерации от 23
марта 2004г. №14-15-70\13
«Примерное положение о библиотеке общеобразовательного
учреждения», с Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 15 июня 2016 г. № 715 «Об
утверждении Концепции развития школьных информационно - библиотечных центров», с
Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 30 марта 2016 г. № 336 «Об утверждении
перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих
современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных
организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской
Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных
организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также
норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и
воспитания»
1.2.Положение о библиотеке (далее – Положение) является локальным актом Муниципального
автономного общеобразовательного учреждения школа № 129 городского округа город Уфа
Республики Башкортостан и определяет уровень требований к библиотеке. Библиотека является
структурным подразделением общеобразовательного учреждения, участвующим в учебновоспитательном процессе и обеспечивающим права участников образовательного процесса на
бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами. Библиотека осуществляет
руководство образовательной деятельностью в сфере формирования информационной культуры
школьников.
1.3. Деятельность библиотеки Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
Школа № 129 городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – Школа)
организуется и осуществляется в соответствии с российскими культурными и образовательными
традициями, а также со сложившимся в обществе идеологическим, политическим и
конфессионным многообразием. Все основные функции библиотеки – образовательная,
информационная, культурная - базируются на максимальном использовании достижений
общечеловеческой культуры.

1.4. Библиотека руководствуется в своей деятельности Законами Российской Федерации, Указами
и распоряжениями Президента Российской Федерации, приказами, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов субъектов
Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, Уставом
школы, Положением о библиотеке школы.
1.5. В библиотеке запрещается издание и распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и
иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных частью первой статьи
1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской
деятельности», не допускается наличия
экстремистских материалов, призывающих к
осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих
необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии; не допускается наличие
публикаций, обосновывающих или оправдывающих национальное и (или) расовое превосходство
либо оправдывающих практику совершения военных или иных преступлений, направленных на
полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной
или религиозной группы.
Кроме того, к таким материалам, в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 г. №
114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» относятся:
а) официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;
б) материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с международноправовыми актами за преступления против мира и человечества и содержащие признаки,
предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона;
в) любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки, предусмотренные
частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона.
В помещении библиотеки размещается «Федеральный список экстремистской литературы,
запрещенной к распространению на территории Российской Федерации», утвержденный
федеральным органом исполнительной власти.
1.6. Цели библиотеки соотносятся с целями школы: формирование общей культуры личности
обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных
программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и
последующего
освоения
профессиональных
образовательных
программ,
воспитание
гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей
природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
1.7. Положение о библиотеке утверждается директором школы и принимается на заседании
педагогического совета школы;
1.8. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в библиотеке
в соответствии с правилами техники безопасности, а также противопожарными и санитарно гигиеническими требованиями.
1.9. Обслуживание участников образовательного процесса производится в библиотеке независимо
от этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной принадлежности
пользователей.
1.10. Школа несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного
обслуживания библиотеки.
2.Основные задачи библиотеки
2.1.Обеспечение образовательного процесса и самообразования путем библиотечного и
информационно-библиографического обслуживания участников образовательного процесса.
2.2. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение
пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке
информации.
2.3.Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий. Расширение
ассортимента уроков и кружков по пропаганде библиотечно-информационных услуг, повышение
их качества на основе использования оргтехники и компьютеризация библиотечноинформационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
2.4. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации
обучающегося, развитии его творческого потенциала.

2.5 Пропаганда здорового образа жизни и профилактика злоупотребления наркотическими
веществами путем информирования пользователей о последствиях употребления наркотических
веществ, создание творческой развивающей среды
3.Основные функции библиотеки
3.1.Распространение знаний и другой информации, формирующей библиотечнобиблиографическую и информационную культуру учащихся, участие в образовательном процессе.
Основные функции библиотеки: образовательная, информационная, культурная.
3.2.Формирование библиотечного фонда в соответствии с образовательными программами
школы.
Библиотека комплектует универсальный по отраслевому составу фонд: учебной,
художественной, справочной, научно-популярной литературой, периодическими изданиями для
обучающихся; научно-педагогической, методической, справочной литературой, периодическими
изданиями для педагогических работников; профессиональной литературой для библиотечных
работников.
Фонд библиотеки состоит из книг, периодических изданий, брошюр, нетрадиционных
носителей: аудио-видео кассеты, DVD и др.
Состав фонда его экземплярность варьируется в зависимости от задач школы,
контингента обучающихся, специфики обучения, а также комплектует литературу на башкирском
и иностранных языках.
3.3 Обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале и по межбиблиотечному
абонементу, также в библиотечных пунктах, создаваемых в учебных кабинетах.
3.4. Ведение справочно-библиографического аппарата с учетом возрастных особенностей
читателей: каталогов и карточек на традиционных и машиночитаемых носителях, справочноинформационного фонда.
Информационно-библиографическое обслуживание обучающихся, педагогов, родителей,
консультирование читателей при поиске выборе книг, проведение с обучающимися занятий по
основам библиотечно-информационных знаний, по воспитанию культуры и творческому чтению,
привитие навыков и умений поиска информации, разработка тематических указателей литературы,
составление рекомендательных списков и др.
3.5 Ведение контроля за формированием фонда для предотвращения распространения
информации экстремистской направленности: сверка поступлений, в том числе, и интернет –
ресурсов, электронных документов, доступ которых возможен с компьютеров, расположенных в
библиотеке, с ФСЭМ (Федеральный список экстремистских материалов), размещенный на сайте
Министерства юстиции Российской Федерации, проведение изъятия при обнаружении в фонде
экстремистских материалов для последующего списания и исключения из фонда библиотеки.
3.6. Аналитическая и методическая работа по совершенствованию основных направлений
деятельности библиотеки с целью внедрения новых информационных и библиотечных технологий,
организационных форм и методов работы.
3.7. Организация дифференцированного, персонифицированного обслуживания читателей с
максимальным учетом интересов пользователя. Обслуживания читателей, нуждающихся в
литературе в каникулярное время.
3.8. Ведение необходимой документации по учету библиотечного фонда и обслуживания
читателей в соответствии с установленным порядком.
3.9. Проведение в установленный порядок факультативных занятий, уроков и кружков по
пропаганде библиотечно-библиографических знаний, ведение профориентационной работы для
получения специальности библиотекаря, библиографа.
3.10. Популяризация литературы с помощью индивидуальных, групповых и массовых форм
работы (беседы, выставки, библиографические обзоры, обсуждения книг, читательские
конференции, литературные вечера, викторины и др.)
3.11. Повышение квалификации сотрудников, создание условий для их самообразования и
профессионального образования.
3.12. Обеспечение соответствующего санитарно-гигиенического режима и благоприятных
условий для обслуживания читателей.

Участие
в
работе
ведомственных
библиотечно-информационных
объединений, взаимодействий с библиотеками региона с целью эффективного
использования библиотечных ресурсов.
3.14. Изучение состояние читательского спроса (степени его удовлетворения) с целью
формирования оптимального состава библиотечного фонда.
3.14. Исключение из библиотечного фонда, перераспределение и реализация непрофильной и
излишней (дублетной) литературы в соответствии с действующими нормативными правовыми
актами.
3.15. Систематическое информирование читателей о деятельности библиотеки.
3.16. Формирование библиотечного актива, привлечение читателей (в т.ч. учащихся) к
управлению библиотекой и их участие в работе совещательного органа - библиотечного совета и
актива читателей.
3.17. Обеспечение требуемого режима хранения и сохранность библиотечного фонда,
согласно которому хранение учебников осуществляется в отдельном помещении.
3.18. Организация работы по сохранности библиотечного фонда.
3.13

4.Организация деятельности библиотеки.
4.1. Основное условие открытия библиотеки – это наличие первоначального фонда,
стабильного источника финансирования для комплектования литературы, штатной единицы,
отведенной за сохранность фонда и обслуживание читателей, а также соответствующих
санитарным нормам помещения и оборудования.
4.2. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда
библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральным перечнем учебников
и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки
несет директор школы в соответствии с уставом школы.
4.3. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на комплектование
фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных
размеров финансирования из бюджета школы. Денежные средства, за сданную библиотекой
макулатуру, расходуются на улучшение материально-технической базы библиотеки, подписку
профессиональных изданий, комплектование фонда документов.
4.4. В целях обеспечения модернизации библиотеки в пределах средств, выделяемых
учредителем, школа (в лице директора) обеспечивают библиотеку:
а) гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных
ресурсов;
б) необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со
структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности;
в) ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
г) библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
4.5. Школа (в лице директора) создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и
имущества библиотеки.
4.6. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе
с участниками образовательного процесса библиотека школы взаимодействуют с библиотеками
других общеобразовательных учреждений города, библиотеками Министерства культуры РФ
(городскими библиотеками).
5. Управление. Штаты
5.1. Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством
Российской Федерации, РБ и уставом школы.
5.2. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляется директором школы,
который утверждает нормативные и технологические документы, планы и отчеты о работе
библиотеки.
5.3. Ряд функций управления библиотекой делегируются директором школы штатному
работнику библиотеки (заведующему, библиотекарю).
5.4. За организацию работы и результаты деятельности библиотеки отвечает заведующий
библиотекой (библиотекарь), который является членом педагогического коллектива, входит в
состав педсовета школы.

5.5. Библиотека составляет годовые планы и отчеты о работе, которые обсуждаются на
педагогическом совете и утверждаются директором школы. Годовой план библиотеки является
частью годового плана учебно-воспитательной работы школы.
5.6. График работы библиотеки устанавливается в соответствии с расписанием работы
школы, а также правилами внутреннего трудового распорядка. Два часа рабочего дня выделяется
на выполнение внутри библиотечной работы. Один раз в месяц в библиотеке проводится
санитарный день, в который библиотека не обслуживает читателей.
5.7. Штаты библиотеки и размеры оплаты труда, включая доплаты и надбавки к
должностным окладам, устанавливаются в соответствии с действующими нормативными
правовыми документами с учетом объемов и сложности работ.
5.8. На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную
подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и
полученной специальности, подтвержденную документами об образовании и (или) квалификации.
5.9. Работники библиотек могут осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение
библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется работниками
библиотеки только на добровольной основе.
5.10. Трудовые отношения с работниками библиотеки регулируются трудовым договором,
условия которого не противоречат законодательству Российской Федерации о труде.
6. Права и обязанности библиотеки
6.1. Работники библиотеки имеют права:
6.1.1. Самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного
обслуживания образовательного и воспитательного процесса в соответствии с целями и задачами,
указанными в уставе и положении о библиотеке общеобразовательного учреждения
6.1.2. Проводить в установленном порядке факультативные занятия, кружки библиотечнобиблиографических знаний и информационной культуры.
6.1.3. Определять источники комплектования информационных ресурсов
6.1.4. Изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету
библиотечного фонда
6.1.5. Определять в соответствии с правилами пользования библиотекой, утвержденными
директором школы, и по согласованию с управляющим советом лицея виды и размеры
компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки.
6.1.6. Вносить предложения директору школы по совершенствованию оплаты труда, в том
числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную работу, не
входящую в круг основных обязанностей работников библиотеки; по компенсационным
мероприятия, связанным с вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышения
норматива работы на компьютере).
6.1.7. Участвовать в управлении школой в порядке, определяемом уставом школы.
6.1.8. Иметь ежегодный отпуск 56 календарных дней и дополнительный оплачиваемый
отпуск в соответствии с коллективным договором между работниками и руководством школы или
иных локальными нормативными актами
6.1.9. Быть представлены к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия,
предусмотренным для работников образования и культуры
6.1.10.Участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе
библиотечных ассоциаций или союзов
6.2. Работники библиотек обязаны:
6.2.1. Обеспечивать пользователям возможность работы с информационными ресурсами
библиотеки
6.2.2. Информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг
6.2.3. Обеспечивать научную организацию фондов и каталогов
6.2.4. Формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями
учебных изданий, образовательными программами школы, интересами, потребностями и
запросами всех категорий пользователей
6.2.5. Совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание
пользователей
6.2.6. Обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию,
размещение и хранение

6.2.7. Обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой
школы.
6.2.8. Отчитываться в установленном порядке перед директором школы.
6.2.9. Повышать свою квалификацию.
7. Права и обязанности пользователей библиотеки
7.1. Пользователи библиотеки имеют право:
7.1.1. Получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных
ресурсов и предоставляемых библиотекой услуг
7.1.2. Пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки
7.1.3. Получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации
7.1.4. Получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные
издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации
7.1.5. Продлевать срок пользования документами
7.1.6. Получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки
на основе фонда библиотеки
7.1.7. . Получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных
носителей при пользовании электронным или иным оборудованием
7.1.8. Участвовать в мероприятиях проводимых библиотекой
7.1.9. Обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору общеобразовательного
учреждения
7.2. Пользователи библиотекой обязаны:
7.2.1. Соблюдать правила пользования библиотекой
7.2.2. Бережно относится к произведениям печати (не вырывать, не загибать страницы, не
делать в книгах подчеркиваний, пометок),
иных документам на различных носителях,
оборудования, инвентарю.
7.2.3. Поддерживать порядок расстановки документации в открытом доступе библиотеки,
расположения карточек в каталогах и картотеках.
7.2.4. Пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки.
7.2.5. Убедиться при получении документа в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в
сдаваемых документах несет последний пользователь.
7.2.6. Расписываться в читальском формуляре за каждый полученный документ (исключение:
обучающиеся 1-8 классов).
7.2.7. Возвращать документы в библиотеку в установленные сроки.
7.2.8. Заменить документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными
либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой.
7.2.9. Сдать в библиотеку имеющуюся на руках литературу по истечении срока обучения или
работы в школе.
7.3. Порядок пользования библиотекой:
7.3.1. Запись обучающихся школы в библиотеку производится по списочному составу класса
в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников школы, родителей (законных
представителей) обучающихся - по паспорту.
7.3.2. Перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно.
7.3.3. Документом, подтверждающим права пользования библиотекой, является читательский
формуляр.
7.3.4. Читательский формуляр фиксируется дата выдачи пользователю документов из фонда
библиотеки и их возвращения в библиотеку.
7.4. Порядок пользования абонементом:
7.4.1. Пользователь имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух
документов одновременно.
7.4.2. Максимальный срок пользования документами:
А) учебники, учебные пособия – учебный год;
Б) научно – популярная, познавательная, художественная литература – 14дней;
В) периодические издания, издания повышенного спроса – 7 дней.
7.4.3. Пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует
спрос со стороны других пользователей.

7.5. Порядок пользования читальным залом:
7.5.1. Документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются.
7.6. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:
 работа с компьютером участниками образовательного процесса производится по графику,
утвержденному директором школы и в присутствии работника библиотеки;
 разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек
одновременно;
 пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем информации после
предварительного тестирования его работником библиотеки и сверки с Федеральным
списком экстремистских материалов, размещённым на сайте Министерства юстиции
Российской Федерации (https://minjust.ru/ru/extremist-materials);
 по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен обращаться к
работнику библиотеки;
 запрещается пользование интернет-ресурсами, включёнными в «Федеральный список
экстремистских материалов», размещённый на сайте Министерства юстиции Российской
Федерации (https://minjust.ru/ru/extremist-materials).
 в целях исключения возможности массового распространения материалов, включенных в
ФСЭМ, осуществляется блокировка доступа с компьютеров библиотеки к интернетресурсам, включённым в «Федеральный список экстремистских материалов», размещённый
на сайте Министерства юстиции Российской Федерации (https://minjust.ru/ru/extremistmaterials).
 запрещается обращение к ресурсам Интернета, предполагающим оплату;
 работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим
требованиям.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».